С МЕЧТОЙ
О ВОЗРОЖДЕНИИ

РУБРИКИ
Древние цивилизации
Философия
Психология
Искусство
Астрология
Наука
О «Новом Акрополе»
История
Здоровье
Дизайн и мода
Общество
Педагогика
Отдушина
Мифология
Наука путешествовать
Есть многое на свете...
Х.А.Ливрага. Все статьи
Делия Стейнберг Гусман «Сегодня я увидела...»
Список всех номеров журнала (1997 - 2005 гг.)

Контакты
Где купить
Наше кредо
АРХИВ НОМЕРОВ


ПОИСК СТАТЕЙ


__________

___
___
 
 

 

© «Новый Акрополь»
1997 - 2013
Все права защищены

 

 

 


Светлана Обухова

ДВОРЕЦ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ, ИЛИ ДАРЫ РАЗРУШЕНИЯ


Среди множества событий 2000 года, связанных со сменой тысячелетий — запланированных и случайных, смешных и трагических, грандиозных и скромных, — было одно, которое не получило большой огласки.

Редкие посетители Музея современного искусства, привлеченные странной афишкой «Дворец тысячелетий, или Дары Разрушения», войдя в один из залов, оказывались... в тибетском монастыре. Горящие на алтаре свечи, изображения Будды на стенах, ритуальные колокольчики, необычное гортанное пение, похожее на рычание тигра, запах сандалового дерева... И среди всего этого четверо монахов, выкладывающие из разноцветного речного песка, освященного самим Далай-ламой, хрупкое чудо — мандалу Ченрезига...

Мандала — это один из самых священных символов буддизма. Это и колесо, и годовой круг, и лабиринт. Ее построение — способ постижения мира, преодоления противоречий и беспорядка, воссоединения с изначальным сакральным центром мира... Две недели, день за днем, песчинка за песчинкой, с помощью нехитрых приспособлений монахи создавали тончайший рисунок — изображение небесного дворца Ченрезига, Будды Безграничного Сострадания, основателя Тибета и покровителя его народа.

Все это время музей был открыт для тех, кому интересно было увидеть, как медленно раскрывается яркий цветок мандалы, загораются небесные костры, появляются божества — безмятежные и устрашающие; для тех, кто хотел ощутить покой и сострадание хозяина небесного дворца.

А потом красочный рисунок, стоивший многих часов кропотливой работы, был разрушен за несколько минут — в знак непостоянства и мимолетности всего земного, как символ равновесия и постоянного круговращения жизни и смерти, в которых кроется гармония мира. Освященный песок был высыпан в Москву-реку, чтобы благословение и милосердие Будды распространилось по всей России.

Так завершилось ритуальное путешествие по всему миру монахов тантрического монастыря Гьюдмед. Монастырь этот — один из крупнейших центров школы гелугпа тибетского буддизма. Он существует уже более 500 лет и известен совершенством искусств горлового пения и построения песочных мандал. Кроме всего прочего, Гьюдмед замечателен тем, что находится он сейчас не в Тибете, а в Индии: в 1959 году 150 монахов бежали сюда от китайских репрессий, чтобы сохранить древние буддийские традиции, много веков передававшиеся из уст в уста от учителя к ученику. И им это удалось.

Накануне смены двух тысячелетий монахи Гьюдмеда строили и разрушали свои мандалы во многих городах Европы и Америки, и Москва стала их последней остановкой перед возвращением в Тибет.

...Вместе с другими посетителями я медленно спускалась по лестнице, стараясь не расплескать ощущение прикосновения к тайне и тишины, родившееся в душе. И вдруг за спиной резким диссонансом раздалось разочарованно-будничное: «И это — всё?!»

Разноцветные песчинки из Тибета... Смогут ли они что-то изменить в нашей стране, в нас самих? Станем ли мы внимательнее, мудрее, чище? Едва ли... А вдруг?




Обсудить статью на форуме «Новый Акрополь»