С МЕЧТОЙ
О ВОЗРОЖДЕНИИ

РУБРИКИ
Древние цивилизации
Философия
Психология
Искусство
Астрология
Наука
О «Новом Акрополе»
История
Здоровье
Дизайн и мода
Общество
Педагогика
Отдушина
Мифология
Наука путешествовать
Есть многое на свете...
Х.А.Ливрага. Все статьи
Делия Стейнберг Гусман «Сегодня я увидела...»
Список всех номеров журнала (1997 - 2005 гг.)

Контакты
Где купить
Наше кредо
АРХИВ НОМЕРОВ


ПОИСК СТАТЕЙ


__________

___
 
 

 

© «Новый Акрополь»
1997 - 2013
Все права защищены

 

 

 


Наталья Алякринская

ВСТРЕЧА С ФАРАОНОМ


Организаторы: Посольство Арабской Республики Египет совместно с Культурным центром «Новый Акрополь».
Место и время действия: Центральный Дом ученых, 17 декабря 2000 года.

Пречистенка. В свете фонарей падает легкий снег. С афиши смотрят огромные глаза Тутанхамона. В этом взгляде — вечная тайна Египта, которая уже много веков привлекает умы и сердца. Вот и сейчас мимо афиши спешат люди. Они сворачивают в заснеженный дворик московского Дома ученых — и вскоре огромный зал уже переполнен. В программе — лекция с интригующим названием «Сокровища Тутанхамона».

— Мам, а как переводится имя «Тутанхамон»? — в фойе мальчик, философски грызя карандаш, вопросительно поднимает глаза.
— «Живой образ Амона», — отвечает начитанная мама. Малыш старательно вписывает слова в листок с пометкой «Конкурс».

Именно живой образ Древнего Египта и его легендарного властителя увидели те, кто оказался здесь в этот вечер. Действо, происходившее в зале и фойе Дома ученых, едва ли могло называться просто «лекцией». Большая фотовыставка c авторскими работами, дающая совершенно новый, не «рекламный» взгляд на Египет, конкурс на знание египетской культуры, получасовой фильм. Наконец, сама лекция, проходившая... в темноте: рассказ египтолога Виктора Солкина сопровождался показом удивительно красивых редких слайдов.

Название лекции заинтриговало многих, но тот, кто ожидал услышать исключительно о сокровищах материальных, наверное, оказался разочарован. Конечно, без рассказа о золоте фараонов не обошлось. Однако на этот раз Тутанхамон предстал как обладатель ценностей иного, высшего порядка — ценностей духовных.

«Вновь возвел я разрушенные памятники в вечности и бесконечности, уничтожил ложь по всей стране. Утвердил я Истину... так, как это было в начале времен. Когда воссиял я на престоле, богов и богинь обители от Элефантины на юге до болот северных были в забвении, погибали их святилища, став развалинами, поросли травой и кустарником, стали подобны тому, чего не было. Дворы храмов подобны были дороге проезжей... Была страна словно болезнью охвачена, отвернулись от нее боги...
...И творил я памятники всем богам, воссоздавал храмы их для вечности, наполняя жертвенники их... Чтобы хранили они Египет и были сердца их в радости, а святилища — в ликовании...»

Это слова Тутанхамона, начертанные на знаменитой «Стеле Реставрации». Слова мудрости, обращенные к потомкам — к тем, кто сегодня шагнул в новое, третье, тысячелетие. В сравнении с Египтом, встречающим как минимум седьмое тысячелетие с начала своей истории, Европа — еще ребенок. И видимо, почувствовав, что пришло время обратиться за советом к более старшему и мудрому, сегодня она особенно потянулась к египетской культуре.

Один из тех, кто стремится донести ее до нас, — египтолог Виктор Солкин. Древний Египет он открыл для себя... в 7 лет — и с тех пор с ним неразлучен.
— Хорошо помню этот момент. Я пришел в Пушкинский музей и случайно зашел в Египетский зал. И просто увидел «свое». Помню, мой взгляд сразу упал на лицо одного каменного саркофага. Он до сих пор там стоит... Потом начались книги, библиотеки, какие-то конспекты. Ксерокса тогда не было — и книжки я переписывал! Сейчас смотрю на них и поражаюсь: на такое я уже не способен. Потом случилась моя первая поездка в Египет, и, слава Богу, все подтвердилось.

К этому времени Виктор уже работал в том самом Музее им. А.С. Пушкина, в секторе Востока. Вся египетская коллекция, которая так поразила в детстве, прошла через его руки. Но, побывав в Египте, он понял, что у памятников египетского искусства есть особая черта: их надо видеть своими глазами, на той самой возлюбленной богами земле — чтобы почувствовать связь времен.

— Когда в Каирском музее я впервые увидел маску Тутанхамона, по приезде в Москву перерыл всю свою библиотеку, пытаясь найти что-то, хотя бы отчасти передающее ее красоту. Отыскал несколько десятков разных изображений и понял, что увиденное мною передает, наверное, только один слайд — и то лишь отчасти. Невольно вспоминается момент, когда в начале века немецкий археолог Людвиг Борхардт, описывая найденный им бюст Нефертити, написал единственную фразу: «Описывать — бесцельно. Смотреть».

  • Вы часто читаете лекции о культуре Египта. Насколько это сложно?

— Это колоссальная ответственность, прежде всего. Каждый раз думаешь: а как бы восприняли твои слова древние египтяне? Это первое. И второе: хочется в этом диалоге достучаться до сердец, чтобы культуры в какое-то мгновение воссоединились. Радостно, что очень многих затрагивает именно философия Египта. Спрашивают: а что такое принцип Маат, как ему следовать? Интерес к Египту в России сегодня очень большой.

  • Как Вы думаете, почему?

— А знаете, как начертано на стеле Тутанхамона: «Была страна словно болезнью охвачена, отвернулись от нее боги...» Наверное, время пришло. Египет для нас актуален, в первую очередь, своей мудростью. Потому что все-таки эту культуру очень многие воспринимают как экзотику: золото, колоссы, статуи. А когда звучит текст какого-то поучения — человек начинает задумываться. Если не сказать, откуда это, и спросить, что звучит, никто не догадается, что это Древний Египет, — скажут, что это было написано вчера. Все поколения русских, со времен Ивана Грозного, шли через Святую землю и открывали Египет. У нас даже имена есть древнеегипетские: Таисия, Онуфрий, Сусанна, Исидора. Таисия — «принадлежащая Исиде», Онуфрий — «существо благое», эпитет Осириса, Сусанна — «лотос», Исидора — «дар Исиды»... Хотя, конечно, до полного понимания того, что представляла собой египетская цивилизация, нам еще очень и очень далеко.

  • Можно ли описать состояние, которое Вы испытываете в Египте?

— Наверное, гармония. Ощущение, словно эта культура издает некий звук, что-то в тебе на него отзывается и возникает удивительный резонанс. Меня всегда спрашивают: не жалко уезжать из Египта? Не жалко. Потому что я никуда не приезжаю и ниоткуда не уезжаю. Это всегда с собой...

Египет действительно имеет такое свойство — оставаться в сердце навсегда. И подтверждение тому — фильм «Древний Египет: Земля Возлюбленная», созданный по материалам поездки съемочной группы «Нового Акрополя» в загадочную страну Кемет. Все, кто в тот вечер посмотрел его в Доме ученых, возможно, впервые в жизни прикоснулись к настоящему, истинному Египту — совершенно не похожему на тот, что смотрит на нас с поверхностных туристических буклетов.

— Это была наша первая поездка в Египет, — рассказывает Андрей Грошев, заместитель директора Культурного центра «Новый Акрополь». — И она настолько поразила, что очень захотелось этим состоянием поделиться. Поэтому наш фильм передает Египет как состояние души. Уже в Москве, делая фильм, мы прожили заново много красивых моментов, совершенно по-другому посмотрели на Та-Мери — «Землю Возлюбленную». Несмотря на то, что там осталось мало живых, с физической точки зрения, вещей, — она живая. Египет пропитан духом мистерий, духом законов природы и, самое главное, пониманием человеческой души и сердца. Он актуален сейчас как никогда — потому что говорит о вещах, которые мы, к сожалению, перестали замечать. А ведь с таким состоянием сердца, какое было у древних египтян, человек не только может, но и должен жить...




Обсудить статью на форуме «Новый Акрополь»





обновлено1553068533