С МЕЧТОЙ
О ВОЗРОЖДЕНИИ

РУБРИКИ
Древние цивилизации
Философия
Психология
Искусство
Астрология
Наука
О «Новом Акрополе»
История
Здоровье
Дизайн и мода
Общество
Педагогика
Отдушина
Мифология
Наука путешествовать
Есть многое на свете...
Х.А.Ливрага. Все статьи
Делия Стейнберг Гусман «Сегодня я увидела...»
Список всех номеров журнала (1997 - 2005 гг.)

Контакты
Где купить
Наше кредо
АРХИВ НОМЕРОВ


ПОИСК СТАТЕЙ


__________

___
___
 
 

 

© «Новый Акрополь»
1997 - 2013
Все права защищены

 

 

 


Дмитрий Зубов

АЛЕКСАНДР II
Монарх. Человек. Идеалист

«Я хочу остаться наедине со своею совестью». Император попросил всех выйти из кабинета. Перед ним на столе лежал документ, который должен был перевернуть всю русскую историю. Закон об освобождении крестьян… Его ждали долгие годы, за него сражались и отдавали жизни лучшие люди государства. Закон не только ликвидировал позор России — крепостное право, но и давал надежду на торжество справедливости и добра. Подобный шаг для монарха — трудное испытание, особенно если готовился к нему всю жизнь, из года в год, с самого детства…


Да встретит он обильный честью век,
Да славного участник будет,
И на чреде высокой не забудет
Святейшего из званий «человек».
Жить для веков в величии народном,
Для блага всех — свое позабывать!
Лишь в голосе отечества свободном
С смирением дела свои читать…


Когда Василий Андреевич Жуковский посвящал это стихотворение рождению царского сына — будущего императора Александра Второго, — он даже не предполагал, что скоро именно от него будет зависеть, сбудутся ли добрые пожелания этих строк. В 1826 году, когда царевичу исполнится восемь лет, судьба крепкой нитью свяжет великого поэта и наследника престола: Жуковский станет воспитателем юного Александра.

Что нужно для воспитания достойного государя? Знания? Наверное. Опыт управления людьми? Желательно. Но это лишь средства. Главное, к чему стремится Жуковский, — чтобы его воспитанник нашел ответы на самые важные вопросы жизни: «Кто я? что я быть должен, и к чему предназначен, как существо бессмертное?». Воспитатель не жалеет сил и времени, чтобы вести будущего императора к понятиям добра, чести, человечности. Они вместе заходят в дома к беднякам, посещают больницы и приюты. Впервые за всю историю династии наследник престола посещает Сибирь, где воочию убеждается в тяжелом положении ссыльно-каторжных. В поездках по России его глаза учатся видеть несправедливость, его сердце учится сострадать.

Когда Александру пришло время взойти на престол, мудрого и доброго наставника рядом уже не было — Жуковский не дожил несколько лет до этого события. Но осталась память о его уроках, остались и незыблемые принципы, ставшие стержнем характера Александра, которые теперь предстояло осуществлять. Жуковский сформулировал несколько правил для будущего монарха, и Александр Второй счел своим долгом до конца следовать им.

«Уважай закон, люби свободу и правосудие, будь верен слову», — советовал Жуковский. И Александр проводит судебную реформу, отменяет телесные наказания, реабилитирует декабристов и возвращает их из ссылки. Вслед за отменой крепостничества государь заменяет бесчеловечную пожизненную рекрутчину всеобщей воинской обязанностью с трехлетним сроком службы.

«Люби и распространяй просвещение, уважай общее мнение, властвуй не силой, а порядком», — требовал наставник. Ученик откликается реформой образования, благодаря которой на гимназической и университетской скамье нашлось место людям всех сословий и состояний. В его правление число газет и журналов, издаваемых в России, увеличивается с 40 до 700. Впервые к образованию, в том числе и высшему, допущены женщины.

…Долг воспитателя и наставника состоит единственно в том, чтобы сделать питомца способным внимать наставлениям судьбы и воспользoваться ими с достоинством человека.
В.А. Жуковский

Список дел Александра можно было бы продолжить. Достойно пройдя все испытания, выпавшие на его долю, он подошел к последнему, самому трудному пункту из наставлений Жуковского: «Не обманывайся насчет людей и всего земного, но имей в душе идеал прекрасного — верь добродетели».

Узнав, что ему вынесен смертный приговор революционной организацией «Народная воля», Александр долго не хотел в это верить и никак не мог понять, почему после стольких благодеяний он сделался объектом чьей-то ненависти. Последовавшие за угрозами действия террористов заставили о многом задуматься. После каждого нового покушения Александр все больше замыкался в себе, мрачнел, его мучили сомнения и тревоги. Как не озлобиться и не начать мстить? Как сохранить веру в человека? Трудно оставаться идеалистом на троне большого, разрываемого противоречиями и конфликтами государства. Еще труднее остаться достойным учеником своего наставника. Его ждал последний экзамен в этой жизни…

1 марта 1881 года около двух часов дня император, возвращаясь со смотра войск, выехал из Михайловского дворца. Царская карета в сопровождении конного отряда телохранителей-черкесов проехала по Инженерной улице и свернула на набережную Екатерининского канала. Александр находился в прекрасном расположении духа. Утром он подписал документ, который должен был стать еще одним шагом в реформировании государства. Давно вынашиваемые планы введения в стране конституции обрели реальные очертания.

Первый день весны обещал быть прекрасным. У моста мальчишка-разносчик, признав в карете царский экипаж, вытянулся во фрунт и шутя козырнул государю. Улыбка на его лице показалась Александру добрым знаком. В тот же миг взрыв огромной силы потряс карету. За дымом трудно было что-либо разобрать. Слышались крики ужаса и стоны раненых. Император не получил ни единой царапины. Несмотря на бурные протесты кучера, Александр наотрез отказался продолжить путь и, презрев опасность, вышел из кареты. Он бросился к мальчику, затем к раненому черкесу из своей охраны, с одной только мыслью — хоть как-то облегчить их страдания. В этот момент раздался еще один взрыв. Бомба второго террориста достигла цели, нанеся государю смертельные раны…

Александр II.
Годы царствования 1855—1881 гг.

1861 год, 19 февраля. Отмена крепостного права
Важнейшее событие царствования. В отличие от других государств, в России при освобождении крестьяне получили землю. У помещиков землю выкупило государство; крестьяне возвращали государству стоимость земли с рассрочкой в 49 лет. Уже через 20 лет почти вся задолженность была погашена, а в 1905 году правительство аннулировало оставшийся долг крестьян.

1863 год, 18 июня. Издание Устава Российских университетов
Новый устав значительно расширил автономию университетов, сделал выборными должности деканов и ректора, учредил университетский суд для разбирательства проступков студентов.

1864 год, 1 января. Земская реформа
Реформа вводила новые органы местного самоуправления — земства, в ведение которых переходили вопросы здравоохранения, образования, строительства дорог и др.

1864 год, 14 июня. Принятие Положения о начальных народных училищах
Это первый закон, регламентировавший народное образование.

1864 год, 19 ноября. Новый гимназический устав
Устав установил равенство всех сословий при получении среднего образования. В соответствии с программой преподавания гимназии делились на классические и реальные.

1864 год, 20 ноября. Утверждение новых «Судебных уставов»
Судебная реформа дала России один из самых совершенных судов в Европе, который основывался на принципах гласности, внесословности и независимости.

1865 год, 6 апреля. Отмена предварительной цензуры книг и прессы

1870 год, 24 мая. Принятие Положения о женских гимназиях и прогимназиях
Это Положение дало девицам всех сословий доступ к среднему, а затем и высшему образованию.

1870 год. Введение городского самоуправления

1874 год, 1 января. Отмена рекрутчины, введение всесословной воинской повинности, запрещение телесных наказаний в армии

1877—1878 годы. Война с Турцией за освобождение славянских народов
По Сан-Стефанскому мирному договору Турция признала независимость Сербии, Румынии, Черногории и автономию Болгарии.




Обсудить статью на форуме «Новый Акрополь»