С МЕЧТОЙ
О ВОЗРОЖДЕНИИ

РУБРИКИ
Древние цивилизации
Философия
Психология
Искусство
Астрология
Наука
О «Новом Акрополе»
История
Здоровье
Дизайн и мода
Общество
Педагогика
Отдушина
Мифология
Наука путешествовать
Есть многое на свете...
Х.А.Ливрага. Все статьи
Делия Стейнберг Гусман «Сегодня я увидела...»
Список всех номеров журнала (1997 - 2005 гг.)

Контакты
Где купить
Наше кредо
АРХИВ НОМЕРОВ


ПОИСК СТАТЕЙ


__________

___
___
 
 

 

© «Новый Акрополь»
1997 - 2013
Все права защищены

 

 

 


Вероника Мухамадеева

ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЛЮБВИ...


Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает...
А.С. Пушкин


Царевна-Лебедь... Картина Михаила Врубеля, созданная по мотивам «Сказки о царе Салтане», с детства знакома каждому. Оглядываясь через плечо, на нас смотрит царевна — внимательными, чуть грустными глазами. Что хочет она поведать, о чем напомнить?

...Был обыкновенный промозглый зимний день. Михаил Врубель занимался росписью декораций в одном из столичных театров, заменяя заболевшего Константина Коровина. Началась репетиция спектакля. Все шло своим чередом, но вдруг... Врубель услышал голос. Нежный, теплый, божественный, он, казалось, проникал в самое сердце и будил давно умолкшие струны души. Это пела Надежда Ивановна Забела.

«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас обоих» — слова булгаковского Мастера лучше всего выражают то, что почувствовал в тот момент Врубель.

Спустя неделю Михаил Александрович делает предложение. Надежда Ивановна ставит условие — Врубель должен написать ее портрет, и то, понравится он ей или не понравится, решит, каким будет ее ответ. От одной картины зависела судьба художника!.. Так родилась потрясающая по своей красоте акварель «Гензель и Гретель». Надежде Ивановне оставалось только дать согласие.

Ей было 27, ему — 39. Она — хорошо известная в театральном мире оперная певица, он — талантливый художник, отвергнутый критиками и не понятый ценителями искусства. С той встречи он уже не отходил от нее ни на шаг.

Картину «Царевна-Лебедь» Врубель написал с Надежды Ивановны в 1900 году, когда она репетировала «Сказку о царе Салтане» Римского-Корсакова.

Врубель был первым слушателем всех новых оперных партий Надежды Ивановны, помогал разучивать роли, придумывал для нее театральные костюмы и грим, рисовал декорации для спектаклей с ее участием. А Надежда Ивановна? Она не помогала Врубелю рисовать картины, замешивать краски или натягивать холсты, не подсказывала сюжетов для картин. Но ее женственность, тонкость, артистизм, постоянное присутствие рядом будили волшебные образы, жившие в душе художника. Маргарита, царевна Волхова, Снегурочка, Девушка в венке, Серафим... И конечно же, Царевна-Лебедь.

В глубину души заглядывают широко открытые глаза Царевны. Приподняты удивленно брови. Трепещут белоснежные крылья. Мерцают разноцветными огоньками камни-самоцветы в кокошнике. Кажется, еще мгновенье — и Лебедь исчезнет, растворится в наступающей ночи, оставив нас любоваться закатом и размышлять. О чем? Может быть, о настоящей любви?


Обсудить статью на форуме "Новый Акрополь"