С МЕЧТОЙ
О ВОЗРОЖДЕНИИ

РУБРИКИ
Древние цивилизации
Философия
Психология
Искусство
Астрология
Наука
О «Новом Акрополе»
История
Здоровье
Дизайн и мода
Общество
Педагогика
Отдушина
Мифология
Наука путешествовать
Есть многое на свете...
Х.А.Ливрага. Все статьи
Делия Стейнберг Гусман «Сегодня я увидела...»
Список всех номеров журнала (1997 - 2005 гг.)

Контакты
Где купить
Наше кредо
АРХИВ НОМЕРОВ


ПОИСК СТАТЕЙ


__________

___
___
 
 

 

© «Новый Акрополь»
1997 - 2013
Все права защищены

 

 

 


В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина проходит уникальная выставка египетских памятников из собрания музея.

 

Андрей Грошев

ПУТЬ К БЕССМЕРТИЮ

Мы беседуем с организатором выставки
Светланой Измайловной Ходжаш


Светлана Измайловна, что послужило причиной создания такой выставки?

В основу египетского собрания ГМИИ и нашей выставки легла коллекция знаменитого русского востоковеда и собирателя В.С. Голенищева, приобретенная русским правительством в 1909 г. для строящегося Музея изящных искусств. Но с момента привоза коллекции в Россию до сегодняшнего дня прошло 90 лет. За это время сменилось несколько поколений ученых. Русское востоковедение всегда было сильным. И многие из этих крупных египтологов работали над нашей коллекцией. Время было тяжелое. Сначала Первая империалистическая война, потом Великая Октябрьская революция, потом разруха, потом все начало постепенно восстанавливаться, потом был 1937 год — исчезали ученые.

Таким образом, отнюдь не все из того, что было сделано, удалось сохранить и опубликовать. Поэтому мы хотели, чтобы эта выставка была памятью не только древнеегипетской культуре, но и тем людям, которые над ней работали. Надо отдать должное нашим современным коллегам — они с полным пониманием отнеслись к выставке и всем, чем могли, нам помогли. В первую очередь я, конечно, должна назвать имя крупнейшего русского египтолога Олега Дмитриевича Берлева. Он ленинградец, долгие годы работал в Институте востоковедения и передал нам все интересующие нас материалы за год до своей смерти.

Эта выставка отчасти посвящена ему?

Она просто посвящена ему. Потому что очень многие годы он с нами сотрудничал, помогал нам. Причем, надо отдать ему должное, он никогда не показывал своего огромного приоритета по сравнению с нами, это всегда был наш коллега, наш друг, наш помощник. У нас даже был такой блокнотик — «Спросить у Берлева». По всем «темным» вопросам мы звонили ему и у него узнавали. К сожалению, этот блокнот уже не действует — спросить не у кого.

При подготовке выставки нам очень помог молодой ученик Берлева Андрей Сущевский. Он преподает древнеегипетский язык на факультете востоковедения Санкт-Петербургского университета. Он приезжал сюда и помогал нам снять ряд вопросов. Дело в том, что египтология отличается от многих других наук тем, что в ней сталкиваются три специальности — филология, история и искусствоведение. И очень часто нужна бывает помощь узких специалистов.

Насколько я знаю, из запасников выставлена лишь часть вещей, но там находится еще очень много?

Конечно, выставлено много, но если учесть, что всего у нас 10 000 предметов, тысяча постоянно экспонируется в 1 зале и в 3, а здесь мы выставили две тысячи, — в запасниках осталось еще очень много. Некоторые вещи просто нельзя выставлять на длительный срок. Например, папирусы можно выставлять только на какое-то очень ограниченное количество дней — просто по законам хранения.

Наверное, трудно подготовить такую выставку?

Конечно, выставка потребовала огромной подготовки. Наши реставраторы — Сергеев, Бородин и многие другие — работали больше трех лет.

Там, например, висит тысяча амулетов. Их надо было сначала определить — какой амулет к какому классу относится, потом рассортировать, потом датировать, а уже после этого реставраторы музея стали их нашивать. Нашивали они их полгода.

Да, это удивительная работа. Обращает на себя внимание и тонкость самого художественного воплощения выcтавки. Кто его создатель?

У нас очень хороший главный художник музея — Д.К. Бернштейн. Он и придумал проект выставки, основные ее детали, основные ключевые, выигрышные места. Конечно, мы работаем вместе с ним, но основная идея была его. Он очень талантливый, яркий человек. С ним всем нам было интересно работать. Ведь каждая выставка требует своего решения.

Светлана Измайловна, надо полагать, что в названии выставки — «Путь к бессмертию» — отражена главная ее идея. Как родилась эта идея?

Идея возникла давно и волновала многих сотрудников нашего отдела. Ведь основная идея египетского искусства — это вера в загробную жизнь. Проблема продолжения жизни после смерти волновала все цивилизации, но нигде идея бессмертия не получила столь детального осмысления, как в древнем Египте.

Ведь своеобразие египетского искусства в том, что оно прошло через три тысячи лет. Конечно, культура развивается, но при этом сохраняются какие-то одни общие каноны, которые проходят до греко-римского завоевания. Прежде чем стать канонами, эти представления прошли долгий путь, и он сам по себе очень интересен.

Например, человека пожилого возраста египтяне не будут изображать стариком, они покажут его в расцвете сил. И это характерно для Египта. Хотя сохранилось много статуэток людей пожилого возраста, людей больных, людей немощных, но своеобразие египетского скульптурного портрета в том, что, с одной стороны, это желание создать идеальный образ человека, чтобы он всегда находился именно в этом состоянии, а с другой стороны, человек должен после воскресения найти именно свое тело. Поэтому это портрет и идеализированный, и достоверный.

Здесь выставлены в том числе и те вещи, которые были найдены на юге России?

Да. Дело в том, что юг России и вообще вся территория бывшего СССР была очень тесно связана с культурой древнего Египта. Ленинградский археолог Нонна Грач недалеко от Керчи нашла роспись, на которой изображена ладья, большая парусная ладья с надписью «Исида». Причем это было написано по-гречески. Значит, какой-то корабль пришел из Египта на черноморское побережье Крыма. И, по-видимому, такие корабли не были редкостью. Потому что по количеству найденных предметов мы можем судить, что обмен был очень широкий.

Но египетские вещи найдены не только в Крыму и на Кавказе, их находят вплоть до Западной Сибири. Там были найдены статуэтки богов. Непонятно, какие функции выполняли эти боги здесь. Такие же, как и там? Не знаем. В любом случае, иностранный предмет считался амулетом. Поэтому, возможно, они выполняли такую роль амулета и в новой среде. Особенно найдено много амулетов в детских погребениях на юге России.

Как долго продлится выставка?

Мы ожидаем основного притока посетителей с сентября. Хотя и сейчас интерес большой. Директор музея Ирина Александровна Антонова приняла решение продлить выставку до ноября. Это, конечно, даст нам возможность показать ее большему количеству посетителей — и школьникам, и педагогам, и, конечно, коллегам из университета.




Обсудить статью на форуме "Новый Акрополь"