С МЕЧТОЙ
О ВОЗРОЖДЕНИИ

РУБРИКИ
Древние цивилизации
Философия
Психология
Искусство
Астрология
Наука
О «Новом Акрополе»
История
Здоровье
Дизайн и мода
Общество
Педагогика
Отдушина
Мифология
Наука путешествовать
Есть многое на свете...
Х.А.Ливрага. Все статьи
Делия Стейнберг Гусман «Сегодня я увидела...»
Список всех номеров журнала (1997 - 2005 гг.)

Контакты
Где купить
Наше кредо
АРХИВ НОМЕРОВ


ПОИСК СТАТЕЙ


__________

___
___
 
 

 

© «Новый Акрополь»
1997 - 2013
Все права защищены

 

 

 


Вадим Карелин

ИДЕМ ЧИТАТЬ ТОЛКИЕНА


МНЕНИЕ:
Пророчество Дж.Р. Толкиена о том, что его «Властелина колец» никогда не удастся экранизировать, начинает сбываться.

Во всяком случае, первый шаг уже сделан — вышел успевший нашуметь одноименный фильм режиссера Петера Джексона, снявшего до этого несколько триллеров.

С первых кадров фильм завораживает. Очевидно, основной задачей, стоявшей перед авторами кинобестселлера, было создание знаменитой «толкиеновской» реальности. Надо отдать им должное — эта задача решена на высочайшем техническом уровне. Проработаны мельчайшие детали, и зритель уже не в состоянии отличить рисованый пейзаж от натурального. Нужно, кстати, отметить мужество режиссера, вообще решившегося на экранизацию Толкиена и не побоявшегося дать «видимые» формы всему тому, что до сих пор жило лишь в воображении читателей.

Созданное в фильме соединение реального и виртуального достигает апогея в сцене, где Арвен останавливает назгулов, заклиная воду. Гребни несущегося на бешеной скорости «реального» потока, принимающие вдруг облик белых лошадей, запоминаются надолго! В течение всего фильма не устаешь удивляться, какое же все-таки большое внимание уделено фону, на котором разворачиваются события: Удел — это настоящий Удел, до мельчайших хоббитских деталей, да и Лориен, Морию и Мордор не перепутать ни с чем — все сразу узнается. То же самое можно сказать и о персонажах, о различных «народах», участвующих в эпопее. Хоббиты, как и положено, заметно ниже людей. Видно, что и тех, и других играют люди, но снято и смонтировано так, что выглядят они как два разных народа. Эльфы благородны, гномы деловиты, орки и тролли просто бесподобны! А если еще смотреть фильм в хорошем кинотеатре с хорошим звуком, то полнота переживаний гарантирована.

Но странное ощущение возникает уже после фильма: остается в душе какое-то беспокойство, хочется почему-то пойти и перечитать Толкиена. Не посмотреть, а именно перечитать. Сразу надо оговориться, что подобное чувство возникает, если «Властелина колец» читал раньше. Если нет, если не с чем сравнить, то и никаких волнений в душе не будет, фильм посмотришь на одном дыхании и будешь с нетерпением ждать 26 декабря 2002 года — премьеры 2 серии. В чем же дело? Попробуем разобраться.

Во-первых (пусть это прозвучит пока достаточно абстрактно), в фильме не хватает чего-то поистине толкиеновского. То есть по форме-то все воссоздано почти безукоризненно, но ведь «Властелин колец» — это не фэнтази, это нечто большее. Киноверсия отличается от оригинала, пожалуй, примерно так же, как собачка-тамагочи отличается от живой собаки. И ту, и другую надо кормить, и та, и другая растет, но игрушка тамагочи — не живая собака. Вывод простой — одним компьютером дух эпопеи не передать. Но ведь есть и другие средства?

Тезис второй: игра актеров. К сожалению, это становится тенденцией блокбастеров, созданных для кассового проката: в фильме есть «экшн», действие, есть эмоциональный накал — все, что необходимо, чтобы «зацепить» и держать зрителя, но не более того. Но ведь ценен Толкиен не столько красотой, сказочностью и увлекательностью, сколько глубиной поднимаемых жизненных вопросов и проводимых параллелей (если, конечно, у читателя и зрителя возникает желание «углубляться» и эти параллели проводить). А вот тут уже без настоящей актерской игры, без проживания роли не обойтись. В данном случае обошлись — вот и возникает желание прочесть оригинал заново.

И, наконец, главное: зачем? Каждое разумное действие преследует некоторую цель. Чего хотели достичь создатели фильма? Я ни в коем случае не хочу критиковать желание заработать — ведь это нормально. Но как-то грустно становится, когда понимаешь, что фильм, которого так ждали, уже сделан. Фильм красивый, захватывающий, интересный. Фильм, который можно посмотреть как очередное достижение компьютерных технологий. Но не более того. Справедливости ради надо сказать, что неизвестно, могло ли это быть что-то большее, — сам Толкиен-то не случайно, наверное, так скептически относился к возможности экранизации «Властелина колец». Но результат есть результат — идем читать Толкиена.

 


Обсудить статью на форуме "Новый Акрополь"