С МЕЧТОЙ
О ВОЗРОЖДЕНИИ

РУБРИКИ
Древние цивилизации
Философия
Психология
Искусство
Астрология
Наука
О «Новом Акрополе»
История
Здоровье
Дизайн и мода
Общество
Педагогика
Отдушина
Мифология
Наука путешествовать
Есть многое на свете...
Х.А.Ливрага. Все статьи
Делия Стейнберг Гусман «Сегодня я увидела...»
Список всех номеров журнала (1997 - 2005 гг.)

Контакты
Где купить
Наше кредо
АРХИВ НОМЕРОВ


ПОИСК СТАТЕЙ


__________

___
 
 

 

© «Новый Акрополь»
1997 - 2013
Все права защищены

 

 

 


Вадим Ивкин

МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ
ЕГИПЕТСКОГО МАСТЕРА


Если посмотреть на инструменты, которыми работали египетские мастера, мы заметим, что они мало чем отличаются от современных. Однако с помощью этих инструментов египтяне создавали пирамиды и храмы, высекали великолепные статуи и строили дворцы. Видимо, кроме инструментов у мастеров Древнего Египта были еще какие-то маленькие хитрости, которые помогали им в работе.

Попробуйте ответить на вопрос: как распилить вдоль длинное бревно? А как просверлить отверстие в стекле или керамической плитке без алмазного сверла? В этой статье мы расскажем, как эти и некоторые другие вопросы решали египетские мастера. В этом нам помогут находки археологов, работающих в Египте. Одна из таких находок была сделана вблизи древнего города мастеров в местечке Дейр-эль-Медина, на западном берегу Нила в районе города Фивы. Там ученые обнаружили несколько тысяч глиняных табличек — остраконов, на которых подробно описана жизнь города мастеров. Другая важная находка была сделана на юго-восточном склоне горы Шейх-Абд-эль-Курны, в гробнице ФГ № 100 «Правителя города» Рехмира, жившего при фараонах Тутмосе III и Аменхотепе II. На западной стене святилища этой гробницы археологи нашли восьмиярусную фреску — на ней изображены все виды работ, которые выполняли мастера храма бога Амона.

Посмотрим на фрагмент этой фрески. В верхней ее части работник распиливает бревно вдоль. Кажется, в этом нет ничего необычного. Однако это не совсем так. Если бревно короткое, как на фреске, тогда все делалось как и у нас, а вот если требовалось распилить длинное бревно... Кто пытался это сделать, тот меня поймет. Через какое-то время ножовку начинает заклинивать, да и держать неудобно. Вот мы и подошли к разгадке первой хитрости египетского матера. Он привязывал длинное бревно вертикально к невысокому столбику, врытому в землю, и начинал пилить. Через некоторое время ножовка застревала между половинками бревна, тогда мастер брал длинную жердь с привязанным на одном конце грузом и вставлял ее в пропил. При этом конец с грузом оказывался в воздухе, а свободный конец опирался о землю. Под действием груза жердь все больше и больше входила в пропил и раздвигала половинки бревна в стороны. Когда мастер доходил до столбика, врытого в землю, бревно отвязывали и переворачивали.

Рядом с первым мастером сидит второй и вытачивает углубление в бревне. Для того чтобы углубление получилось ровным, камень, которым его вытачивали, вставлялся в отверстие в прямоугольном бруске; по мере работы камень опускался все ниже и ниже. Вот вам и прообраз современного рубанка, только он не срезает дерево, а сошлифовывает. Кстати, если внимательно посмотреть на это изображение, можно заметить, что рубанок и бревно нарисованы в разрезе. Вот вам и истоки современного черчения. У египтян существовал и другой инструмент, который можно назвать прародителем современного рубанка.

Внизу два мастера сверлят отверстие лучковой дрелью. Один из них с помощью специального бруска прижимает сверло к заготовке, а второй водит взад-вперед лук с привязанной к нему веревкой. Веревка обмотана вокруг сверла и заставляет его вращаться. С помощью такой же дрели сверлили отверстия в камне. И вот еще одна маленькая хитрость. Дело в том, что инструменты в Египте делались из меди или бронзы. Сталь египтяне узнали во времена эпохи Птолемеев от греков. Возникает вопрос: как с помощью медного сверла им удавалось просверливать отверстия в камне, даже в таком твердом, как базальт или диорит. Если внимательно рассмотреть медное сверло, то можно заметить мелкие кварцевые песчинки, прочно вдавившиеся в медь. Перед тем как начинать сверлить, египетский мастер насыпал горку мелкого кварцевого песка в том месте, где должно было быть отверстие. Поскольку медь — материал довольно мягкий, песчинки вдавливались в нее, образуя на поверхности очень твердое покрытие, которое и резало камень. Таким образом египтяне получали то, что сейчас называют «инструмент с алмазным покрытием». А дальше — согласно русской пословице: «Терпение и труд все перетрут». Многие ее слышали, но в отличие от нас египтяне применяли ее на практике. Терпение, упорство в достижении поставленной цели и творческий подход к делу позволяли египтянам делать вещи, которыми мы восхищаемся до сих пор. Кстати, возвращаясь к примеру с дрелью: если вам надо просверлить отверстие в стекле, можете последовать примеру древних египтян. Конечно, сейчас не надо сооружать лучковую дрель, можно воспользоваться и электрической, а в остальном все то же самое: берем медную трубку и зажимаем ее в патрон дрели; в то место, где должно быть отверстие, насыпаем мелкого песка (лучше карьерного, а не речного, потому что речной песок круглый, а карьерный — с острыми краями) и на малых оборотах начинаем сверлить — на больших нельзя, потому что стекло может нагреться и треснуть.

Вот еще один пример творческого подхода к делу. Для строительства египтянам нужны были большие каменные блоки. Как их добыть? Ведь египтяне не знали взрывчатых веществ. Они поступали очень просто. Вначале в скале по периметру каменного блока вырубался узкий проход. Но как отделить этот блок от остальной породы? Снизу под блоком вырубались узкие щели, куда вбивались деревянные клинья. Затем проход вокруг блока заполнялся водой. От воды дерево разбухало и отрывало каменный блок от основной породы. Существовал и другой метод, если каменный блок находился на краю скалы. В этом случае с той стороны блока, которая была свободна, также вырубались узкие щели, а затем туда загонялись каменные или бронзовые клинья. Потом каждый из работников становился напротив одного из клиньев, и по команде все дружно били, каждый по своему клину. Поскольку все делалось одновременно, очень скоро в этом месте возникала трещина, и блок отделялся от скалы. Эффект достигается только тогда, когда удар наносится одновременно всеми, в этом случае усилие равномерно распределяется по всей длине блока и отрывает его от скалы. Более того, если ударить вразнобой, блок может расколоться на несколько частей, и тогда все придется начинать сначала.

В заключение хочется сказать несколько слов об измерительных инструментах. Начнем с отвеса. Тот, кто когда-нибудь пытался проверить вертикальность стены, знает, что делать это не очень удобно: то грузик мешается, то сбоку не заглянешь. Египтяне усовершенствовали отвес. Теперь и грузик не мешается, и сбоку посмотреть можно.

А как быть, если нужно проверить горизонтальность? Древние мастера и здесь не растерялись. У этого инструмента нижние края находятся в одной плоскости, а посередине центральной перекладины нарисована линия. Если нитка совпадает с линией, значит, поверхность горизонтальная, а если нет, то по расстоянию между линией и ниткой можно определить угол наклона. Кстати, верхний угол у этого инструмента прямой. Вот вам заодно и угольник.

И на прощание хочется процитировать совет, дошедший до нас из Древнего Египта:

Да не гордится и не хвастает сердце твое
Своими знаниями.
Всегда проси совета как у мудрого,
так и у незнающего.
Ибо подлинное искусство не имеет границ,
И не было еще мастера, который в искусстве своем
Достиг бы совершенства.
Птаххотеп



Обсудить статью на форуме «Новый Акрополь»





обновлено1498738626