С МЕЧТОЙ
О ВОЗРОЖДЕНИИ

РУБРИКИ
Древние цивилизации
Философия
Психология
Искусство
Астрология
Наука
О «Новом Акрополе»
История
Здоровье
Дизайн и мода
Общество
Педагогика
Отдушина
Мифология
Наука путешествовать
Есть многое на свете...
Х.А.Ливрага. Все статьи
Делия Стейнберг Гусман «Сегодня я увидела...»
Список всех номеров журнала (1997 - 2005 гг.)

Контакты
Где купить
Наше кредо
АРХИВ НОМЕРОВ


ПОИСК СТАТЕЙ


__________

___
___
 
 

 

© «Новый Акрополь»
1997 - 2013
Все права защищены

 

 

 



ПРИКЛЮЧЕНИЯ «БОЖЕСТВЕННЫХ ДИЛЕТАНТОВ»

Тема этого номера — «Священное искусство Древнего Египта» — готовилась по материалам недавно прошедшей выставки, подготовленной КЦ «Новый Акрополь» в сотрудничестве с Российской государственной библиотекой. Об идее выставки, ее особенностях и осуществлении мы беседуем с одним из главных ее организаторов — Дмитрием Петровым, руководителем художественных мастерских Культурного центра, преподавателем философской школы «Новый Акрополь».


  • Дмитрий, какова была идея выставки? Почему Египет, а не любая другая культура, почему «искусство» и почему «священное»? В нашем обычном понимании священное — это что-то очень высокое и далекое от человека.

Я не считаю, что «священное» — это далекое от человека. Если верить Владимиру Сергеевичу Соловьеву, человека отличают от всех других существ, живущих на земле, три вещи: чувство стыда, когда ты бываешь не похож на человека, милосердие, чувство сострадания, и чувство священного, стремление к чему-то, что выше нас. Поэтому это так или иначе находится внутри человека — чувство священного, чувство благолепия, божелюбия какого-то. И у искусства, настоящего искусства, есть своя функция — делать человека лучше, добрее, красивее.

Недавно я ездил в Петербург, приехал со всеми своими проблемами, настроениями, трудностями... Пришел в Эрмитаж, посмотрел всего лишь на две картины («Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» Леонардо), больше не мог успеть — и сам почувствовал, насколько встреча эта может поменять изнутри и состояние, и настроение, и взгляд — взгляд в окно, взгляд на самого себя, взгляд на свои проблемы.

Наверное, искусство Египта для нас является примером такого настоящего искусства. А настоящее искусство не может быть несвященным, не может быть каким-то иным, потому что оно обращается к самым лучшим сторонам человека. И, повторюсь, в каждом человеке это есть. Другое дело, что иногда оно уходит на самые задние, далекие планы.

  • В одной из статей, предварявших выставку, говорилось о желании показать на ней «другой Египет». «Другой» — это какой? Что для Вас, Дмитрия Петрова, человека, живущего сегодня, но много лет посвятившего изучению Египта, много раз бывавшего там, особенно важно в этой культуре?

Сейчас Египет стал чем-то модным — с одной стороны курорты Красного моря, с другой — псевдоэкзотика, всевозможные феномены. Наша выставка — это попытка другого угла зрения, другого взгляда.

Сам Египет — это другой взгляд, другой менталитет, другое видение мира и ценности, которых не хватает сегодня. Сейчас, в то время, когда мы живем, есть свои взгляды, свои представления, своя система ценностей, свои правила, свои обусловленности. В Египте было по-другому. Люди иначе смотрели на свое предназначение, представляли себе очень реально, очень естественно, что рождение и смерть — это две стороны единой жизни, что жизнь и смерть похожи на океан с волнами, которые поднимаются и опускаются, что жизнь — это путь. Для меня вообще философия жизни египтян — это прежде всего Путь.

В Египте меня бесконечно привлекает еще и то, что это поэтическая культура. Потому что только египтяне могут во множестве явлений находить проявления одного и того же божества, когда Исида — это и цветок лотоса, и корова, и вода, и облака, которые бегут по небу. И всему этому они находят названия, объяснения, во всем этом они видят принцип природы, который отражается во многих, многих явлениях. Это очень символическое мышление, когда та или иная вещь обретает еще какое-то иное значение, какую-то глубину.

Вот то, что мы увидели, что для себя открыли. И именно этими открытиями хотелось поделиться.

  • Выставка состоит из репродукций произведений древнеегипетского искусства. Кто готовил все эти экспонаты?

У нас есть художественные мастерские, и, так как всем мастерским — а их у нас девять — тема Египта близка, все они на этом проекте, на этой выставке объединились и все так или иначе принимали участие в подготовке. Причем эта работа началась не вчера и не позавчера. Хотя мы изучаем и другие культуры, самые разные, все же Египет занимает особое место, любимое. И эта выставка стала результатом работы, которая велась в течение нескольких лет. Единственное, чего потребовала выставка, — это собрать все, что было сделано, классифицировать, оформить.

  • Все это делали профессиональные художники, скульптуры?

Все это делали слушатели нашей философской школы, которые в свободное время занимаются в наших мастерских. Среди них есть люди, которые закончили художественные учебные заведения, но в большинстве своем всему этому мы научились здесь, в «Новом Акрополе». И научились так, что теперь сотрудничаем с очень серьезными организациями, с учеными, с Российской государственной библиотекой, с Посольством Египта. Такие «божественные дилетанты».

  • Был ли интерес к выставке? Одно дело, что вы задумывали, что вкладывали, другое — что было понято, услышано.

Выставка работала неделю, за это время на ней побывало около тысячи человек. Мне показалось, что у всех, кто приходил, интерес был большой, искренний. Было много обсуждений, вопросов — глубоких, заинтересованных. Был хороший отклик на три наших фильма о Древнем Египте. Правда, многие видели их и раньше — их несколько раз показывал канал «Культура». Запали в душу многим работы нашего фотохудожника Алексея Коновалова, сделанные за две наших последних экспедиции в Египет.

  • Дмитрий, Вы преподаватель философской школы «Новый Акрополь» с 10-летним стажем. Какие темы из ее программы Вам особенно интересны?

Это темы, которые не могут не волновать, темы, изучая которые, я постоянно узнаю что-то новое: кто такой человек, что такое жизнь, что такое смерть, что происходит за порогом, когда заканчивается наше пребывание здесь, на земле. Это вопросы, связанные с тем, есть ли какие-то законы, по которым развивается человек, развивается его душа, что это за законы. Я люблю темы, связанные с культурами, цивилизациями. Всегда очень интересно узнавать о людях, которые жили когда-то и которые думали о том же, искали то же, что ищешь и ты. Мне очень нравятся темы, связанные с историей искусства, потому что я это люблю. Все, что связано с человеком, с его душой, с психологией, мне очень интересно.

Ну и собственно философия. Те философы, которые кажутся родными, близкими. Мне нравится классическая античная философия — Платон, стоики. Это близко. Мне нравится восточная философия — китайская, буддийская.

  • Возвращаясь к выставке — планируется ли ее повторение?

Конечно. Мы готовим сборник материалов, каталог. В ближайшее время выставка будет путешествовать по городам России, прежде всего тем, где есть филиалы «Нового Акрополя». А весной мы сделаем экспозицию в нашем Культурном центре в Москве, в Орехово. Так что у желающих еще будет возможность попасть на нее.


Беседовала Ольга Наумова




Обсудить статью на форуме «Новый Акрополь»





обновлено1576241241