Обсудить статью на форуме "Новый Акрополь"





С МЕЧТОЙ
О ВОЗРОЖДЕНИИ

РУБРИКИ
Древние цивилизации
Философия
Психология
Искусство
Астрология
Наука
О «Новом Акрополе»
История
Здоровье
Дизайн и мода
Общество
Педагогика
Отдушина
Мифология
Наука путешествовать
Есть многое на свете...
Х.А.Ливрага. Все статьи
Делия Стейнберг Гусман «Сегодня я увидела...»
Список всех номеров журнала (1997 - 2005 гг.)

Контакты
Где купить
Наше кредо
АРХИВ НОМЕРОВ


ПОИСК СТАТЕЙ


__________

___
___
 
 

 

© «Новый Акрополь»
1997 - 2013
Все права защищены

 

 

 


Надежда Нестеренко
 

Дорога длиной в жизнь.
Александра Давид-Неэль


Посвященного человека можно сравнить с путешественником, твердо знающим, куда и зачем он идет. Он прекрасно осведомлен о географическом положении места своего назначения и ведущих туда дорогах. Поглощенный стоящей перед ним задачей, он не реагирует на возникающие во время странствия миражи и соблазны. Ничто не может заставить его свернуть с намеченного пути.

А. Давид-Неэль. Мистики и маги Тибета
 

«Ни одно самое красочное описание не может дать представление о суровом Величии, безмятежном, внушающем благоговейный Ужас великолепии и пленительном очаровании картин тибетской земли. Человек, странствующий по ее высокогорным безлюдным просторам, нередко чувствует себя пришельцем, вторгшимся на запретную территорию. Он не только замедляет шаг и говорит шепотом, но уже готов попросить прощения у первого встречного туземца — одного из законных хозяев земли, по которой он не вправе ходить». Так писала Александра Давид-Неэль, человек, влюбленный в Тибет и посвятивший всю свою жизнь изучению этой загадочной далекой страны.

Луиза Евгения Александрина Мария Давид родилась 24 октября 1868 г. в предместье Парижа. Она была очень живым, непоседливым ребенком и, мечтая о путешествиях и дальних странах, очень рано проявила свой сильный, свободолюбивый характер. Говорят, что первый побег она совершила, когда ей было всего два года, но вскоре родители нашли ее в саду, недалеко от дома. Затем в пять лет она снова попыталась бежать, на этот раз исследуя уже Венсеннский лес под Парижем. С наступлением темноты ее обнаружили полицейские, поднятые на ноги родителями. Маленькая Александра сопротивлялась до последнего и, исцарапав своих «спасителей», поклялась когда-нибудь отомстить им.

Когда ей было шесть, семья переехала в Бельгию, где они вели очень размеренную, спокойную жизнь. Позже Александра писала, что часто плакала в то время, чувствуя, как проходят дни ее юности, пустые и неинтересные. «Я понимала, что теряю время, которое никогда не вернется, что я теряю часы, которые могли бы быть прекрасными». Но и в этой скучной жизни она никогда не забывала о своей главной страсти — путешествиях. Невозможно сосчитать, сколько раз она пыталась убежать из дома. В 15 лет она одна уехала в Англию, откуда вернулась только после того, как у нее кончились все деньги, в 17 совершила первое настоящее путешествие: села на поезд, который шел в Швейцарию, а через несколько дней родители забирали ее уже из Италии, куда она дошла пешком, взяв с собой из вещей только книгу Эпиктета. А в 1886 г. 18-летняя Александра, ни слова не сказав родителям, отправилась на велосипеде в Испанию.

В юности она серьезно увлекается восточной философией, а также изучает английский язык. В 21 год Александра окончательно уходит из дома и обосновывается в Париже, где занимается в Теософском обществе и посещает классы восточных языков в Сорбонне. Очень много времени она проводит в библиотеке, где, по ее словам, родилось ее призвание и она сама. Александра ведет очень активную жизнь, вступает в ряды масонов, а феминистки и анархисты с радостью приветствуют ее среди своих членов. Она даже написала работу по анархизму, которая была переведена на пять языков, включая русский.

Александра также занимается музыкой и пением и выступает на сцене под псевдонимом Мадемуазель Мариэль в ролях Маргариты, Кармен, Манон, пользуясь неизменной популярностью. Но по окончании контракта с оперным театром в Афинах Александра оставляет карьеру актрисы, которая хотя и давала возможность путешествовать, но лишь из города в город.

Благодаря наследству, оставленному ей крестной, в 1890 г. Александра смогла провести незабываемый год в Индии, которую изъездила вдоль и поперек. Здесь она впервые услышала тибетскую музыку, которая навсегда завладела ее душой, и сюда она поклялась обязательно вернуться вновь. После Индии она путешествует по Северной Африке. В Тунисе Александра изучает Коран и встречает своего будущего мужа, железнодорожного инженера Филиппа Неэля, за которого выходит замуж в 1904 г. в возрасте 36 лет. Но она все так же не может жить на одном месте, и муж, понимая это, предлагает ей отправиться в путешествие. В 1911 г. Александра отправляется в Индию, обещая мужу вернуться через 18 месяцев. Вернется она только спустя 14 лет...

С 1912 г. Александра живет в Сиккиме, она много путешествует по монастырям и изучает буддизм. Здесь же, в одном из монастырей, она встречает Йонгдена, мальчика, ставшего ее приемным сыном, и бывшего ей верным спутником на протяжении 40 лет.

Близким другом Александры становится Сидкеонг Намгьял, наследный принц Сиккима, настоятель одного из монастырей Кагью-Карма. Он принимает ее с большим гостеприимством и всячески помогает в изучении буддизма и путешествиях.

Хотя это и запрещено, Александра несколько раз пересекает границу Тибета. Здесь она встречает ламу-отшельника, который после долгих уговоров соглашается взять ее к себе в ученицы. Александра живет уединенной жизнью отшельницы в маленькой хижине-пещере высоко в горах. «Одиночество снова, одиночество постоянно. Ум и чувства обостряются от такой абсолютно созерцательной жизни, жизни непрерывных наблюдений и размышлений. Человек становится прозорливым или, скорее, исцеляется от прежней слепоты». Она занимается со своим учителем тибетским языком, читает жития тибетских мистиков. Лама много рассказывает ей о событиях, пережитых им самим. Позже Александра напишет, что эти занятия ей очень помогли и многому научили: «Таким образом я узнавала настоящий Тибет, обычаи и нравы населяющих его народов».

Позже Александра отправляется в Шигадзе, один из главных религиозных центров Тибета, чтобы встретиться с Таши-ламой — воплощением мистического Будды «бесконечного света». Здесь она прибегла к небольшой хитрости, чтобы добиться аудиенции у Таши-ламы. Ей пришлось сообщить подробные сведения о своем происхождении, и она заявила, что ее страна именуется Пари (Париж) (на юге от Лхасы существует местность Пари) и что ее Пари находится на более значительном расстоянии на запад. Александре предоставили аудиенцию, а мать Таши-ламы пригласила ее к себе в гости. Александра пишет: «Таши-лама проявил очаровательную любезность. Ему было прекрасно известно, где находится мой Пари, и он произносил слово „Франция“ с чистейшим французским акцентом». К сожалению, через некоторое время ей пришлось покинуть Шигадзе. Она увозила с собой «книги, записи, подарки и одеяние ламы, имеющего ученую степень, — некое подобие докторского диплома университета Ташилхумпо, преподнесенное Таши-ламой».

Александре было предсказано, что местные божества и святые ламы не настроены к ней враждебно, но придется приложить немало сил, чтобы остаться в Стране Религии (Тибете). Так оно и вышло. Вскоре она получила письмо от английского наместника, предписывающего ей покинуть Тибет, а затем и письмо о высылке из Сиккима в 1916 г.

Так и не сумев достичь Лхасы, Александра Давид-Неэль вместе с Йонгденом отправляется в Бирму, где живет в горах Сагэна у монахов-созерцателей — самой суровой из буддистских сект, а затем в Японию. Япония ей понравилась, но она чувствует разочарование. В письмах мужу она пишет о том, что скучает по Гималаям, что, несмотря на все тяготы и лишения, которые она там пережила, ничто не может быть лучше и прекраснее Гималаев.

В дзэнском монастыре Тафокю-и Александра встречает монаха Экая Кавагучи, который за несколько лет до этого провел 18 месяцев в Лхасе под видом китайского монаха. Александра была совершенно очарована его рассказами, и мечта вернуться в Тибет обрела новую силу. Они с Йонгденом отправляются в Корею, а затем в Пекин, где Александра жила в монастыре Пей-линг-се. Позже, присоединившись к каравану, они пересекают весь Китай, пустыню Гоби, Монголию. Им пришлось столкнуться со всеми тяготами гражданской войны. Александра ухаживает за ранеными в качестве добровольной сестры милосердия. И наконец, после долгих странствий они вновь ступают на землю Тибета.

Александра и Йонгден достигают Амдо и монастыря Кум-Бум, построенного, по преданию, на месте, где был рожден Цзонхава, — давней мечты Александры. После трехлетнего обучения в монастыре Кум-Бум Александра и Йонгден оставляют весь свой багаж, яков, мулов, переодеваются в нищенскую монашескую одежду и, вымазав лица сажей, отправляются в Лхасу. Они идут без остановок по 19–20 часов в сутки на протяжении четырех месяцев, зимой, а Александре в то время было 54 года! После, наверное, самого тяжелого и наполненного приключениями путешествия они наконец достигают Лхасы в феврале 1924 г. На протяжении двух месяцев они живут в священном городе под чужими именами и посещают близлежащие монастыри и святыни.

К сожалению, несколько месяцев спустя им снова пришлось покинуть Тибет.

После стольких лет странствий, приключений она вернулась совершенно другим человеком. Разведясь с Филиппом, она путешествовала по Провансу, где в 1928 г. в городе Динь построила «Самтен Дзонг» — свою крепость для медитации. Хотя Альпы и не Гималаи, Александра полюбила это место и позже называла его «лилипутскими Гималаями». Живя здесь, она писала книги и ездила с Йонгденом по Европе, читая лекции.

В 1937 г. Александре 69, но она, испытывая сильную ностальгию, снова решает продолжить свое обучение. Она добивается содействия различных министерств и получает деньги. Ее бывший муж Филипп Неэль снова помогает ей, и она опять отправляется путешествовать. Она посещает все европейские столицы, а затем отправляется в Китай через Россию. Весть о смерти мужа настигает Александру в 1941 г., когда она находится в Китае. «Я потеряла лучшего из мужей и моего единственного друга...»

Живя в Китае, она сталкивается со всеми ужасами и трудностями войны: бомбардировками, голодом, эпидемиями. Но они с Йонгденом продолжают свое обучение. Спустя 10 лет, к 1946 г., Александра и Йонгден достигают границ Индии. Ей уже 78, она возвращается во Францию и снова живет в Дине, где пишет о своих путешествиях.

В 1955 г. она потеряла своего приемного сына и верного спутника Йонгдена. «Он имел наглость уйти раньше меня», — пишет она. В 87 Александра снова упрямо возвращается к работе. До самой смерти в 101 год Александра занимается, пишет и мечтает вернуться в Тибет. 28 февраля 1978 г. прах Александры Давид-Неэль и прах ее приемного сына Ламы Йонгдена был развеян над водами Ганга.

Британское Королевское географическое общество наградило ее медалью, а правительство Франции — Орденом Почетного легиона.

В октябре 1982 г. и в мае 1986 г. Его Святейшество Далай-Лама XIV приезжал в Динь, чтобы посетить ее Самтен-Дзонг и отдать дань уважения смелости Александры Давид-Неэль, приоткрывшей покрытую снегами страну Западу.

Александра Давид-Неэль написала множество книг, которые отличает живой, невероятно интересный стиль и прекрасное чувство юмора. Каждый раз, читая ее книги, как будто путешествуешь вместе с ней. К сожалению, на русский язык были переведены только три: «Путешествие парижанки в Лхасу», «Мистики и маги Тибета» и «Магия любви и черная магия, или Неизвестный Тибет».