С МЕЧТОЙ
О ВОЗРОЖДЕНИИ

РУБРИКИ
Древние цивилизации
Философия
Психология
Искусство
Астрология
Наука
О «Новом Акрополе»
История
Здоровье
Дизайн и мода
Общество
Педагогика
Отдушина
Мифология
Наука путешествовать
Есть многое на свете...
Х.А.Ливрага. Все статьи
Делия Стейнберг Гусман «Сегодня я увидела...»
Список всех номеров журнала (1997 - 2005 гг.)

Контакты
Где купить
Наше кредо
АРХИВ НОМЕРОВ


ПОИСК СТАТЕЙ


__________

___
 
 

 

© «Новый Акрополь»
1997 - 2013
Все права защищены

 

 

 



НОВЫЙ СТАРЫЙ МИФ

В 18 лет Лукас едва не погиб в автомобильной катастрофе.
Чудесное спасение сильно изменило его и, возможно,
заставило впервые задуматься над существованием
таинственной Силы, что определяет судьбы
отдельных существ и целых галактик.
«Я чувствую, что был спасен для какой-то важной цели,
— не раз говорил он. — Возможно, моя цель — „Звездные войны“».


Снять фантастический фильм Лукас, тогда еще студент кинофакультета Университета Южной Калифорнии, решил, работая над своим учебным проектом «Электронный лабиринт ТНХ 1138: 4 ЕВ». Эта идея жила с ним долгие годы, постепенно обретая свою форму. (Сюжет, например, родился после того, как он увидел «Скрытую крепость» Куросавы.)

«Снимая свои фильмы, я создавал современную мифологию, — признался Джордж Лукас в одном интервью. — Я провел большое исследование, перед тем как написать сценарий „Звездных войн“».

С мифами он познакомился в колледже, куда поступил после катастрофы, — там Лукас изучал антропологию, мифологию и философию. Но все же главное влияние на него оказал Джозеф Кэмпбелл. «Я читал и перечитывал "Героя с тысячью лицами" Джозефа Кэмпбелла и некоторые другие его работы. Это был апогей его влияния на меня... Мы были друзьями до самой его смерти. Все это время он был моим учителем, проводником».

В отличие от тех, кто считал мифы сказкой и вымыслом, Кэмпбелл (вслед за многими древними мудрецами, начиная с Платона) рассматривал их как отражение универсальных принципов эволюции мира и человека, как различные модели духовного пути. В своем «Герое с тысячью лицами» он стремился «раскрыть определенные истины, замаскированные для нашего глаза образами религии и мифологии, при помощи сведения воедино множества не очень сложных примеров. Такой подход позволит древним значениям этих образов стать очевидными. Древние учителя понимали, что говорили... Соединение сонма мифов и народных сказок со всех уголков мира... позволит этим символам говорить самим за себя. Параллели немедленно станут очевидными и создадут пространные и поразительно неизменные утверждения основных истин, под влиянием которых человек прожил тысячелетия... на этой планете...

Как гласят Веды, „истина одна, но мудрые говорят о ней различно“».

Чтобы читать древние мифы, утверждал Кэмпбелл, сначала необходимо «выучить грамматику» их символов. Он предложил метод сравнительного исследования — сопоставляя похожие мифологемы, существующие в различных культурах и произведениях, можно открыть те нюансы, тонкости, новые значения, которые незаметны при обычном прочтении. С помощью этого метода антропологи открыли множество связей и параллелей между различными мифологиями и традициями.

Попробуем и мы применить его к мифологеме «Звездных войн».


Обсудить статью на форуме «Новый Акрополь»






обновлено1553149554