Встреча в Философском киноклубе с Александром Антипенко была посвящена творчеству грузинского кинорежиссера и сценариста Тенгиза Абуладзе.
Полный текст:
Состоялась вторая встреча с кинооператором Александром Антипенков философском киноклубе «Нового Акрополя». В этот раз она была посвящена творчеству великого грузинского режиссёра и сценариста Тенгиза Абуладзе. Так совпало, что именно в этот день 31 января исполнялось 86 лет со дня его рождения. Александр Антипенко работал с режиссёром над знаменитым фильмом «Мольба». Он рассказал о том, как долго Тенгиз Евгеньевич искал оператора для этого фильма, как судьба свела их для создания фильма-притчи, фильма-симфонии, фильма-поэмы. Он снят по мотивам творчества Важа Пшавелы, грузинского поэта XIX века, который вырос в горном районе Грузии Пшавии, где поэтическое искусство является частью существования, где народ сохранил до наших дней в форме легенд и сказаний историю своей страны. «Самый любимый из моих фильмов — „Мольба“», — не раз говорил Тенгиз Абуладзе в своих интервью.
«Не может умереть прекрасная суть человеческая» — такими словами начинается фильм. «Его хочется пересматривать еще и еще» — делились зрители после просмотра. Фильм ценен тем, что он существует, открывается снова и снова при каждом просмотре, как и любое произведение искусства, фильм многогранен и затрагивает вечные темы, ценности, то, что никогда не перестаёт быть актуальным и современным — это борьба добра и зла, выбор человека по зову сердца, честь и достоинство:
Да будет нрав безумца крут, Душа подвластна только чуду, Пусть глад и жажда по добру Неутолёнными пребудут. Благоразумье и покой Да не придут ко мне вовеки И, лишь, охваченный тоской, Взращу я радости побеги. Когда душа моя в огне, Вмиг разум расправляет крылья И, лишь, тогда вершит во мне Свобода торжества всесилье.
Сегодня в философском киноклубе мы первый раз смотрели фильм таким, каким его видели авторы, сейчас он переведён в цифровой формат. Дело в том, что это первый и последний фильм Тенгиза Абуладзе, снятый как широкоформатное кино, и много лет на экранах его показывали в формате 4х3 с обрезанными сбоку полями кадра.
Спасибо большое Александру Антипенко за эту удивительную встречу с ним не только как с талантливым оператором, но и как с хранителем творчества Тенгиза Абуладзе.