С МЕЧТОЙ
О ВОЗРОЖДЕНИИ

РУБРИКИ
Древние цивилизации
Философия
Психология
Искусство
Астрология
Наука
О «Новом Акрополе»
История
Здоровье
Дизайн и мода
Общество
Педагогика
Отдушина
Мифология
Наука путешествовать
Есть многое на свете...
Х.А.Ливрага. Все статьи
Делия Стейнберг Гусман «Сегодня я увидела...»
Список всех номеров журнала (1997 - 2005 гг.)

Контакты
Где купить
Наше кредо
АРХИВ НОМЕРОВ


ПОИСК СТАТЕЙ


__________

___
___
 
 

 

© «Новый Акрополь»
1997 - 2013
Все права защищены

 

 

 


Юлия Люц

ЗОМБИРОВАНИЕ по НЛП

Мы программируемы, и это надо признать. Наш мозг в этом смысле похож на механизм, и его реакции можно предсказывать и предопределять. Зная особенности работы нашего мозга, можно «подсказать» нам, какие товары покупать, кого признавать за авторитет, где работать и т. д. Это нас раздражает, пугает, возмущает, так же как и 25-й рекламный кадр, вставленный в фильм, кадр, который мы не осознаем, но который заставляет нас совершать определенные поступки.

Одно из направлений современной психологии, претендующее на роль универсального лекарства, называется загадочным словом НЛП, или нейролингвистическое программирование. Даже при расшифровке это выглядит не очень понятно, впрочем, как и положено универсальному лекарству. Попробуем разобраться, что это такое. Но для начала обратимся к истории. Истоки НЛП отыскиваются в 70-х годах XX века в американском городке Санта-Круз. Его основателями считают математика и кибернетика Ричарда Бэндлера и профессора лингвистики Джона Гриндера.

НЛП было разработано с помощью детального изучения работы трех выдающихся психотерапевтов: Фрица Перлза, Вирджинии Сатир и Милтона Эриксона. Анализируя магнитофонные записи их работы, Ричард Бэндлер предположил, что успех психотерапии зависит от определенного способа организации речи психотерапевта (использования пауз, определенных слов, повышения или понижения тона). Вопрос стоял так: если существуют психотерапевты, которые справляются с самыми сложными недугами, находят подход к любым пациентам, можно ли научить этому других?

Гениальные люди (не только психотерапевты) обычно опираются на свои наблюдения и интуицию и сами не всегда могут отдать себе отчет в том, почему говорят или поступают так, а не иначе. Такие же интуитивные находки можно наблюдать у рекламных и страховых агентов, у руководителей фирм и менеджеров по продажам.

Попытка имитации выделенных приемов привела к интересным результатам. Бэндлер и Гриндер решили разобраться в том, как «работает» имитация. По сути дела, они занимались тем, что впоследствии назовут моделированием, то есть анализом причин успешности в любой из сфер деятельности человека (будь то медицина, психология и т. д.) и построением механизмов копирования этой успешности. И в конце концов пришли к выводу, что если есть хоть один человек, который что-то делает эффективно, этому можно обучить всех остальных людей. Надо только понимать как.

Поэтому в начале НЛП занималось исследованием способов действия гениальных людей с помощью системного анализа: составлялась последовательность событий, из которой постепенно выкидывались лишние шаги. Hапpимеp, метод шаманского вылечивания сглаза специалист НЛП может представить так:

    1. Помыть руки.
    2. Помолиться богу Солнца.
    3. Сказать пациенту, что все будет хорошо.
    4. Помолиться богу Солнца.
    5. Вертеть руками со скоростью 1 оборот в секунду, при этом воображая, что сглаз выходит через макушку пациента в виде черного лоскута.
    6. Сказать клиенту, что все готово.

Теперь необходимо выкинуть какие-то шаги этой последовательности и проверить, работает ли метод. Например, если выкинуть шаги 1 и 2, метод все еще работает. А если выкинуть шаг 3, или 4, или 5, или 6 — не работает.

Следовательно, оптимальная модель в данном случае — сразу сказать пациенту, что все будет хорошо, помолиться богу Солнца, вертеть руками и воображать... и, наконец, сказать пациенту, что все готово. Заметим, что исследователь основывается на наблюдаемых явлениях, а не на своих домыслах о том, какие из этих шагов нужны.

Вокруг НЛП много мифов, многие из которых придуманы самими специалистами НЛП. Мифы позволяют поддерживать особую атмосферу таинственности, которая действительно облегчает работу с людьми. Этому же способствует и изобилие англоязычных терминов (паттерн, рапорт, пресуппозиции и т. д.), которые особо не объясняются. Иногда начинает казаться, что если все это сказать по-другому, более понятно, система перестанет работать.

Сейчас НЛП — это целый механизм, в том числе направленный и на зарабатывание денег. Это хороший бизнес, так как овладение этим методом обходится недешево. При относительно небольшой стоимости единичного семинара обучающая программа составлена таким хитрым образом, что нужно проходить либо ее всю, либо не приступать вовсе.

Книги и пособия по НЛП тоже издаются так, чтобы приносить авторам максимальный доход. В Америке, например, чисто медицинским применением НЛП занимаются не так уж часто. Основное — это дорогостоящие тренинги для сотрудников различных фирм.

Так что же такое НЛП? Считается, что, в первую очередь, это набор приемов эффективного общения, поведения, манипулирования. В частности, НЛП учит такому ведению диалога (как на словах, так и в жестах, в мимике), чтобы человек или группа людей, с которыми вы ведете диалог, были склонны к поиску согласия с вами, а не к противоборству.

С помощью инструментария НЛП можно успешно пройти собеседование при устройстве на работу. Можно грамотно провести переговоры, а можно допросить пленного таким образом, что он сам запутается в своих показаниях. Можно, будучи виноватым, переложить груз вины на того, кто упрекает вас...

НЛП — это большой набор разных инструментов и психотехник, которые работают с формой, игнорируя содержание. Специалиста НЛП не интересует, ПОЧЕМУ это работает так, а не иначе. Его задача только понять КАК и применить это КАК к той задаче, которую он решает.

Идея не нова. Еще в конце XIX — начале XX века психику человека сравнивали с черным ящиком, в котором невозможно изучить какие-нибудь процессы и с достоверностью сказать, что и по каким законам там происходит. Зато можно наблюдать стимулы, посылаемые в черный ящик, и описывать варианты ответов на эти стимулы.

Именно такой путь избрало НЛП. Здесь нашла свое отражение даже теория рефлексов академика И.П. Павлова, позволяющая специалистам НЛП фокусировать свое внимание на различии условных и безусловных рефлексов и на изучении внешних стимулов, которые запускают данный конкретный рефлекс.

Интересно, что при работе с клиентом совсем не учитывается активность самого человека как движущей силы и одной из необходимых или даже основных частей процесса изменения. Понятие души рассматривается только с точки зрения того, какие стимулы ей более приятны и позволяют изменять человека. Практически все техники НЛП рассчитаны на применение в ситуации, когда клиент не осознает производимых в нем перемен. Некоторые методы ориентированы исключительно на работу с бессознательным, когда ни клиент, ни консyльтант не знают, что происходит.

Первые книги по НЛП начинались с фразы, обращенной к психологу, который будет практиковать НЛП: «Клиент должен быть уверен, что вы точно знаете, что с ним происходит и будет происходить. Но боже вас упаси самим в это поверить».

Результаты работы НЛП, описываемые в книгах и журналах, впечатляют. Те, кто боялся даже мысли о публичном выступлении, становятся успешными ораторами. Люди, которым никто не мог помочь справиться с заиканием, после двух-трех месяцев работы говорят без запинок. В списке возможных консультаций специалистов НЛП — и налаживание отношений в семье, и преодоление страхов, и обучение языкам. НЛП пытается также

Один из принципов НЛП — это принцип подобия, или «зеркальное присоединение» к другому человеку. Так, встречаясь с человеком, мы оцениваем его, решая бессознательно, «свой» он или «чужой». Но если незаметно скопировать походку или манеру собеседника дышать, мигать, говорить или жестикулировать, то на подсознательном уровне он воспримет нас как своего. А второй принцип — это как раз нейтрализация сознания и работа напрямую с бессознательным, которое не анализирует полученную информацию, но зато часто дает директивные указания к выполнению того или иного действия.
Это хорошо иллюстрирует диалог корреспондента электронной газеты «Птичка» и специалиста НЛП:
— Не могли бы вы привести какой-то конкретный пример НЛП и его применения в повседневной жизни?
— Хорошо... Вы согласны, что тон и мимика очень важны в общении?
— Да, конечно.
— Особенно в общении с незнакомыми и малознакомыми людьми?
— Естественно...
— Вы согласны, что если человек зажат и закомплексован, он производит неприятное впечатление на собеседника?
— Да. Уверена.
— Садитесь поближе, чувствуйте себя непринужденно... Вы ведь хотите произвести на окружающих благоприятное впечатление?
— Да...
— Позвольте мне взять вас за руку... Она у вас такая мягкая и теплая. Можно я обниму вас за талию?
— Ну... Хорошо... Как хотите...
— Ну вот вам НЛП в действии... После того, как вы трижды сказали «да» в ответ на вполне невинные вопросы, вам уже трудно сказать «нет» по более существенному поводу... Ведь ты же не откажешь мне, птичка моя... (Понятно, что диалог по техническим причинам был прерван.)

решать проблемы художников, писателей, которые жалуются на отсутствие вдохновения, путем закрепления условного рефлекса на творческое состояние.

Техник с такими быстрыми, эффектными и неоднозначными результатами очень немного. В рекламе семинаров НЛП обещают, что вы научитесь разговаривать с каждым на его собственном языке, видеть, слышать и чувствовать то, чего не замечают другие люди, становиться «своим» для любого человека и т. д. И это привлекает. Кто же не хочет быть эффективным в своем деле и находить со всеми общий язык!

Но психотехники, даже самые совершенные, могут снимать только симптомы. Они не затрагивают корни проблем, мало того, они даже не пытаются с ними работать, программируя наш мозг на игнорирование определенных сигналов и формируя привычку отвечать на определенные обстоятельства успешным, по понятиям НЛП, образом.

Многие покупаются на быстроту и внешнюю эффективность НЛП. Но тому, кто обращается к этой методике, надо точно знать, какого результата он хочет добиться. Если желания нереальны, тогда человека переориентируют, и он даже не заметит, что вышло по-другому. Если же человек четко не знаете, что хочет получить, ему покажется, что результат такой, каким и должен быть. А вот действительно ли это так, ни вы, ни я никогда не узнаем.

Если кто-то решает обратиться к НЛП в поисках свободы, желая не зависеть от других людей, победить свои комплексы, то реальной свободы он не найдет. Да, НЛП дает человеку, мечтающему о свободе, определенное, а иногда и значительное, преимущество перед другими людьми.

Но это небезопасно и для самого человека, ибо он становится заложником определенных поведенческих стереотипов, убеждений и незаметно теряет ту свободу, к которой так стремился. Многие утрачивают свою первоначальную цель, подчиняясь только «лингвистическим» заверениям специалистов.

Кроме того, не секрет, что любые психопрактики — это форма разрушения собственного психического здоровья. Многоступенчатая система обучения НЛП, сильное влияние тренера на членов группы, использование трансовых состояний приводят к тому, что люди, не имеющие прочной почвы под ногами, действительно начинают напоминать зомби.

Среди технологий влияния и убеждения НЛП занимает одно из основных мест. Те, кто пользуется хлесткими выражениями, называют НЛП эффективным способом зомбирования. И действительно, методы НЛП применяют секты, используя их в целях контроля сознания, для подчинения людей и манипулирования ими.

В классическом НЛП идеология, впрочем как и этика, не были предусмотрены. НЛП создавалось как метод. Кто, как и в каких целях будет его использовать — зависит только от того, в чьем распоряжении этот метод будет находиться. Поэтому НЛП активно применяется как в созидательных, так и в разрушительных целях. Но при этом не может не волновать вопрос: а кто несет ответственность за те знания, которые НЛП дает своим слушателям?

Специалисты НЛП-центров отвечают на этот вопрос просто: любые знания и любой инструмент можно употребить во благо и во вред. А то, как человек использует полученные знания, зависит от ценностей, с которыми он приходит в НЛП.

Получается, что на любой семинар может прийти не совсем морально здоровый человек, узнать, как манипулировать людьми, и развернуться на все сто, не имея элементарных критериев — что хорошо, а что плохо. Семинар не заканчивается клятвой Гиппократа, не подписывается элементарный этический кодекс психолога. Делай что хочешь, тебя никто ни в чем не ограничивает — ведь собственных этических ценностей НЛП не формирует.

Большие сложности возникают, когда люди, прошедшие курсы НЛП, пытаются сразу применить свои знания в лечении других. Никто не сможет дать ответ, к чему в конечном итоге может привести та или иная психотехника, каким образом это повлияет на человека.

Мы начинаем задумываться об этом тогда, когда эти вопросы касаются нас самих и наших близких, когда возникает необходимость «распрограммироваться» и мы, наконец, понимаем, насколько это опасно. Мне, например близка идея о том, что знания передаются человеку только тогда, когда у него есть четкие критерии добра и зла. Но в системе НЛП это не предусмотрено.

«Вы как хотите, но учитывая, что сознание и разум вещи довольно сложные и необходимые для нормальной жизни, я не доверю их настройку“ каким бы то ни было программистам...»
(участник электронной конференции).

Известно, что к решению проблем можно подходить разными способами. Можно искать таблетку, которая снимет симптомы, а можно попробовать научиться сражаться с проблемами и побеждать их. Так вот НЛП дает таблетки. Одна из первых популярных книг по нейролингвистическому программированию называлась «Из лягушек в принцы». Она рассказывала о стратегии победителей, описывала, когда и каким образом надо говорить, думать, поступать. Каждый читатель, применяя по шагам описанные техники, мог приобщиться к стратегиям победы.

Не учитывалось одно: можно запрограммировать человека на победу, но его внутренняя суть от этого не изменится. Все будет происходить как в сказке «Царевна-лягушка»: успокоившийся Иван-Царевич сжигает лягушачью шкуру и... все теряет, оказавшись перед необходимостью самостоятельно пройти весь путь, истоптать три пары железных сапог и т. д. В конце пути он становится более мудрым и действительно внутренне меняется. Ведь только в этом случае возможна настоящая встреча с Царевной-лягушкой — она же Василиса Прекрасная.

Любая техника — это палка о двух концах. Она снимает симптомы, но кто знает, как вы поведете себя, если проблема зайдет с неожиданной стороны. Вы будете не готовы к ее приходу. Хорошо выразился один из участников электронной конференции:

«На мой взгляд, НЛП — это предложение пользоваться протезом человеку с совершенно здоровыми ногами и руками. Да, протез великолепный, сделан из лучших материалов, по новейшим технологиям, почти ничего не весит и не потребляет энергии. Но собственные руки и ноги все равно лучше! Надо просто обращать внимание на них, а не на протезы, и иногда тренировать их, хотя бы иногда прогуливаться или плавать».

Недавно меня поразило объявление об одном из тренингов НЛП под названием «Новогодний сундучок», который обещал человеку, пришедшему на него, воспоминания о самых лучших Новых годах, возвращение в каком-то смысле в свое детство. Мне стало жалко тех людей, которые не могут остановиться и вспомнить все это самостоятельно. Ведь для этого совсем не нужно знать методы и техники. И если все эти воспоминания у человека внутри, то кто же, если не он, сможет их восстановить!

А может, действительно не стоит полагаться на специальные методы или методики, чтобы, например, программировать вдохновение? Творческому состоянию всегда что-то предшествует — переполненность впечатлениями, желание поделиться с другими, выразить увиденную красоту... Если вам удастся воссоздать в себе подобное состояние, рука сама потянется к мольберту или перу.

Но если вам нечего сказать и нечем поделиться, то тут уж никакие техники не помогут. А если получится приятная (или хотя бы оригинальная или эпатирующая) форма, не выражающая никакой идеи, то вряд ли это можно будет назвать искусством.

В начале XX века известный психолог и психотерапевт Карл Юнг писал, что в работе над собой главное — искать и стремиться найти свой стержень, свою «самость». Экзистенциальная психология советует обращаться к поиску смысла: ради чего я хочу решить эту проблему или ради чего я хочу и могу измениться. Именно это помогает изменениям, дает им жизненную силу.

В наших силах помочь самим себе, и часто мы даже не замечаем, как это у нас получается. Когда, стараясь не расстраивать близких, мы делаем над собой усилие и улыбаемся сквозь слезы,

Интуитивно мы применяем методы, которыми пользуется НЛП, даже не подозревая о том, что это психотехники. Чтобы понять, как справиться со своими проблемами, мы по крупицам собираем «инструкцию» к самим себе. Ребенок, который берет с собой к зубному врачу медвежонка, подаренного любимым папой, действует по схеме НЛП. Молодой человек, который хочет понравиться девушке и бессознательно подстраивается под ее дыхание, ритм, начинает употреблять такие же слова, как и она, тоже действует по модели НЛП.

то замечаем, что и в самом деле успокоились и готовы найти решение сложной ситуации, а главное — находим это решение. Когда в тяжелые моменты вспоминаем что-то действительно дорогое, священное для нас, и это вызывает особые чувства, состояния, позволяющие переломить проблему, справиться со своими комплексами и недостатками.

У каждого человека есть способность собирать священные мгновения своей жизни, для того чтобы в минуты одиночества, грусти, растерянности обращаться к ним. Обращаться и возрождать в памяти чистые и красивые состояния и взаимоотношения, которые поднимают наше сознание над нами самими, над нашими проблемами. Это очень важно для человека, потому что такие вещи дают силу — силу жить и преодолевать трудности, силу изменяться.

 

В статье использованы материалы Павла Сенаторова




Обсудить статью на форуме "Новый Акрополь"