С МЕЧТОЙ
О ВОЗРОЖДЕНИИ

РУБРИКИ
Древние цивилизации
Философия
Психология
Искусство
Астрология
Наука
О «Новом Акрополе»
История
Здоровье
Дизайн и мода
Общество
Педагогика
Отдушина
Мифология
Наука путешествовать
Есть многое на свете...
Х.А.Ливрага. Все статьи
Делия Стейнберг Гусман «Сегодня я увидела...»
Список всех номеров журнала (1997 - 2005 гг.)

Контакты
Где купить
Наше кредо
АРХИВ НОМЕРОВ


ПОИСК СТАТЕЙ


__________

___
___
 
 

 

© «Новый Акрополь»
1997 - 2013
Все права защищены

 

 

 


Алексей Коновалов

КОГДА МИР СТАЛ ЦВЕТНЫМ?


Каждая эпоха оставляет в нашей памяти свои образы. Древняя Греция — это Парфенон, Рим — скульптура, Возрождение — картины Леонардо, средневековье — замки и рыцари. Начало прошлого века представляется нам в виде черно-белого кино или выцветших коричневатых фотографий. Черно-белая эпоха закончится только в 30-е годы XX века, а массовой цветная фотография станет еще позже.

Однако всегда находятся люди, опережающие свое время. Наш с вами соотечественник С.М. Прокудин-Горский в самом начале прошлого века создал целую коллекцию... цветных фотографий.

Если быть точным, то они действительно были цветными, но в «разобранном» виде. Изобретение Прокудина-Горского на удивление нехитро. Он снимал на длинные 20-сантиметровые фотопластинки три раза — через три фильтра: красный, зеленый и синий. Затем пластинки вставлялись в три проектора с теми же фильтрами, и при совмещении на экране получалось цветное изображение!

Совсем просто? Но тогда это воспринималось как волшебство. Николай II, большой любитель фотографии, настолько заинтересовался идеями Прокудина-Горского, что в 1907 году повелел выделить тому целый железнодорожный вагон, оборудованный под передвижную лабораторию. Он поручает изобретателю возглавить проект по созданию документального фотообозрения России. Император считал этот проект столь важным, что выдал фотографу разрешение бывать в любых местах независимо от их «секретности», а официальных лиц обязал всячески содействовать ему — «в любом месте и в любое время».

Сергей Михайлович планировал с помощью «оптического цветного проектирования» знакомить с памятниками архитектуры, искусства, пейзажами, достижениями промышленности и сельского хозяйства, бытом и культурой народов России. Он исколесил всю страну, читая лекции с показом слайдов. Но война и революция не позволили завершить начатое...

К счастью, большая часть коллекции Прокудина-Горского сохранилась, но ни проекционные аппараты, ни цветные фильтры до нас не дошли. И только благодаря компьютерным технологиям удалось воссоздать цветную Россию начала XX века.

«Изобретайте, совершенствуйте все, что поможет вам, а то уж слишком часто говорят у нас: это невозможно», — эти слова изобретателя можно считать его жизненным принципом.

Интересно, найдется ли сегодня тот, кто сможет опередить наше время и запечатлеть таким, каким его увидят лет через сто?




Обсудить статью на форуме «Новый Акрополь»