«Чудненький» — так можно перевести с немецкого название этого города. Но не особой любовью к кирпичной кладке и выразительным фасадам с декоративными башенками и шпилями обязан он своей славе. Город вошел в историю как столица знаменитого Ганзейского союза, средневекового прообраза единого рынка Европы.
Он никогда не имел ни конституций, ни вождей, ни праздника независимости, ни других атрибутов «свободы». Но самые высокопоставленные лица Европы обращались к жителям Любека со словами: «My Lords», которые больше подходят коронованным особам. Ему первому среди германских городов было дано право чеканить золотые монеты. Не каждый город, сколь бы древним он ни был, может похвастаться славой и могуществом своих основателей. Любек же хранит память о короле Генрихе Льве, который в начале XII века не только заложил структуру города, сохранившуюся и доныне, но также дал ему импульс процветания.
Город на острове
Любек вырос на маленьком острове площадью всего в два квадратных километра. Трудно представить, что такой клочок земли вместил многовековую историю и повлиял на развитие еще почти двухсот городов Балтики. Сегодня город, конечно, перешагнул за крепостную стену — Хольстентор, укрепляющую подходы к нему со стороны реки Траве. Об исторических границах Любека напоминают два брата-близнеца — круглые кирпичные башни с остроконечными шпилями. Башни были пристроены к городским воротам, через которые сотни лет по воскресным дням проходил поток телег и повозок. В башнях день и ночь несли службу 30 воинов, которым, как гласит предание, стрелять не пришлось ни разу.
Приближавшиеся к городу путники уже издалека замечали золотой блеск его шпилей. Средневековый Любек был богатым, процветающим городом. Здесь бойко шла торговля, отсюда грузы из немецких земель отправлялись через Балтийское море по всему миру. Жители Любека, прагматичные и сдержанные люди, демонстрировали свое благосостояние, на собственные деньги возводя церкви в готическом стиле и здание муниципалитета, готовое поспорить с церквями. Любекская кирпичная готика — это множество башенок и медных шпилей, вздымающихся над городом мачт и флагштоков. Эти постройки своими силуэтами и создавали облик города. Сдержанный Любек всегда выглядит нарядным и праздничным.
Город до сих пор гордится своей старой торговой площадью. Она занимает самую макушку города, прижимаясь к церкви Марии и городской ратуше. Подъем с тяжелыми телегами по мощеным улочкам был непрост, но и спуск обратно к городским воротам с многочисленными покупками не обходился без приключений. На спуске повозки развивали довольно большую скорость, и, оказавшись, наконец, внизу, возницы облегченно вздыхали: «Слава Богу, на этот раз обошлось!»
А дома бюргеров — это особая история. Они вглядываются в прохожих своими окнами на величественных кирпичных фасадах, за которыми скрываются добротные, но довольно скромные здания. Чем богаче купец — тем мощнее фасад.
Conrcordia domi, foris pax
Одно из святых правил, которых придерживался город, — «Согласие внутри города, мир до его ворот». Торговля и так связана с риском. Может, поэтому Любек, будучи столицей торговой империи Ганзы, всегда предпочитал дипломатию войне? На самой ранней печати Любека изображены купец и моряк в одной лодке. У обоих подняты руки, как будто они клянутся. Рука купца указывает на небо, а моряка — на купца. Это символически скрепляет их союз, доверие друг к другу, без которого также не мог жить сам город.
Так что же получается? Остров, общее для всего его населения дело, союз и согласие — и этого достаточно, чтобы стать свободным городом и даже столицей свободных городов? Может, сегодня это покажется странным, но если Любек вводил правила, то это для того, чтобы им следовать. Вся деятельность его жителей строго регламентировалась — начиная с обучения подмастерьев и заканчивая технологией производства, торговой этикой и установлением цен.
...Сегодня, как и пятьсот лет назад, в Любеке можно расположиться для трапезы на тех самых дубовых лавках, на которых отдыхали морские волки — ганзейцы. В этих городских клубах нередко делали выговор тем молодым людям, которые «пили лишнего, били стекла, обжирались, прыгали с бочки на бочку, швырялись тарелками на пол, хватались за нож, играли в кости». Даже держать пари считалось не по-любекски. Тем не менее, в городе до сих пор жива поговорка «Городской воздух — это свобода». Во времена процветания Ганзы крепостной, бежавший в город и проживший там ровно один год и один день, уже не считался чьим-то имуществом, а становился свободным человеком. Так в чем же она — свобода свободного города?
Любекское право
Почти за столетие до объявления Любека имперским свободным городом он принял городское право, которое впоследствии послужило образцом для всего востока нижненемецкой области (в том числе и ливонских городов). Сам же Любек получил свое право в виде городских правовых сводов — гражданских и личных свобод человека. Историки сравнивают Любекское право с Великой хартией вольностей англоязычных народов, которая ограничивала королевскую власть. В основе Любекского права лежали хартии, пожалованные городам императором Священной Римской империи. Они определяли границы городов, давали им право вести торговлю, чеканить монету, возводить крепостные стены, ловить рыбу, молоть зерно, организовывать ярмарки. Самое удивительное в Любекском праве — это то, что город никогда не имел оригинала такого документа, но, тем не менее, жил в соответствии с ним, вводя некоторые собственные законы. Все вопросы жители Любека решали в городском суде. Суд располагался в здании городской ратуши, куда и приходили с жалобами. Осматривая внутренние помещения ратуши, не сразу замечаешь, что створки массивных дверей зала суда имеют разную высоту. Жители города всегда могли понять без слов, какое вынесено решение. Если человек признавался невиновным, то он выходил из зала через высокую часть двери. В противном случае ему открывали низкую дверь, через которую можно выйти только опустив голову.
Любекские грамоты с законами разъезжались по всем городам Ганзейского союза. Например, немецким купцам, торговавшим с Новгородом (самым восточным ганзейским городом), запрещалось: брать у русских товар в кредит, вывозить поддельный воск, ввозить поддельные сукна, продавать товар по мелочам, вершить самосуд. Если же новгородцы были недовольны торговлей с немцами, они должны были направлять своего посланца прямо в Любек.
Любек экспортировал свое право так же успешно, как и многие другие свои «товары». В городах Ганзы устанавливался любекский порядок, базилики и соборы возводились, как в Любеке. Нижненемецкий региональный литературный язык за столетия существования Ганзы проник во все языки северных городов Европы, не исключая Великий Новгород. Считалось, что ты не видел мир, если не побывал в Любеке.
Свободный город Любек
Глупо было бы даже предполагать, что за свою многовековую историю город не испытывал на себе тяжести внутренних конфликтов, сложности международных отношений на Балтике, политической и социальной напряженности... Но что он сохранил для потомков? Знаменитое «Conrcordia domi, foris pax», высеченное на стенах Хольстентора, чувство гордости за своих праотцев, купцов и моряков, и «щемящее чувство свободы».
Историческая справка
Любек был основан в 1143 г. в Германии на реке Траве на месте сгоревшего дотла богатого славянского купеческого поселения под названием Любеч. Начало истинного процветания города связано с именем короля Генриха Льва, возродившего город после пожара в 1157 г. Благодаря выгодному для развития торговли местоположению — он находится всего в нескольких километрах от Балтийского моря — Любек отстроили в считанные месяцы. На строительство нового городского собора из дерева ушло всего четыре года. Строительство каменной церкви Девы Марии началось в 1277, а закончилось в 1351 г. В 1170 г. Любек получил городское право. Для защиты своих торговых путей из Балтики в Северное море в 1241 г. купеческие гильдии Любека и Гамбурга заключили соглашение, ставшее началом Ганзейского союза («Ганза» — готское слово, означающее «союз»). В 1265 г. император Священной Римской империи Фридрик II дарует городу право быть имперским свободным. С этого момента город официально живет по правилам свободного.