Проблемы современного общества. Тема, подобно вспышкам пламени, возникающая с разных сторон и в самых разных областях: кризис науки и искусства, духовный кризис и наркомания, экология, образование и т. д. и т. д. Есть и еще одна, о которой нельзя не упомянуть. БЕСПРИЗОРНОСТЬ. Некоторые, наверное, обращали внимание на то, сколько на улицах современных, особенно больших, городов появилось детей, просящих милостыню или просто шатающихся в старой, поношенной одежде... Многие из нас их не замечают — или не хотят замечать: «Ну чем я им смогу помочь? И вообще, это не мои проблемы, пусть расхлебывает государство!»
О беспризорниках, детских домах и приютах мы прежде знали в основном из книг и фильмов о первой и второй мировых войнах, когда счет массового истребления людей шел на тысячи и миллионы, — оставались дети, которые вынуждены были идти на улицы, чтобы как-то выжить. А сейчас? О какой войне идет речь? Может, эта война происходит в душах, точно так же, как в не столь далекие времена, ломая судьбы ни в чем не повинных детей?.. Что будет с ними через несколько лет, когда без элементарного образования и моральных принципов, закладываемых главным образом в семье, они станут полноправными членами нашего общества? Или так и не станут?
Пытаясь ответить на эти непростые вопросы, наша группа «Гея» при Культурном центре «Новый Акрополь» разработала программу «Герой нашего времени», во время выполнения которой мы познакомились с обитателями одного из московских социальных приютов. Цель программы — не только показать детям, что и в их непростой ситуации есть возможность найти свой Путь, свое место в жизни с интересным делом, с интересной профессией, которая может стать смыслом жизни, но и познакомить с интересными людьми, с которых можно брать пример. И поэтому каждый цикл занятий посвящен какой-то профессии, знакомству с одним интересным человеком.
Понятно, что полностью проблему решить мы не сможем, но попытаться хоть что-то сделать, постепенно, шаг за шагом, мы в состоянии. Итак, несколько страниц из программы «Герой нашего времени».
Программу «Герой нашего времени» мы осуществляем в социальном приюте для детей и подростков ЮАО г. Москвы. Дети там собраны со всей России. Из Москвы, как правило, — 1/5 часть. Там живут только мальчики от 5–6 до 17 лет. Они попадают в приют с вокзалов, просто с улиц либо, отобранные у родителей, находятся там, пока не установят их личность и пока не определится, куда их следует отправить дальше. Теоретически они находятся там от 2–3 месяцев до полугода, но реально есть и те, кто живет там дольше. Большинство из них имеет живых родителей. А бегут в основном по двум причинам: либо ситуация в семье просто невыносимая (это, как правило, семьи без родного отца или матери), либо под воздействием дромомании (есть такое понятие: от дромос — «бегство» и мания — «одержимость, влечение») — то есть просто бегут, и никто не знает почему. И едут все в Москву — потому что столица, потому что богатая, потому что можно подзаработать, затеряться и потому что существует некий миф о «благодатной земле», где «хорошо» (так раньше, после первой мировой, бежали в «теплый Ташкент»).
Шаг 1
— Ребята, помогите, пожалуйста. Нужен проводок от видео к телевизору. Мы хотим показать один фильм... — А что за фильм-то? — с некоторым недоверием посмотрел на нас только что вошедший мальчуган. — Опять кино-о-о... Может, что-нибудь другое?.. — Ну, может, и другое, хотя такого вы никогда не видели, — говорим мы, пытаясь что-то сделать с проводом, который хоть и подходил, но, вероятно, где-то обрывался...
Подходившие мальчишки рассаживались на расставленные полукругом стулья и по-деловому устало поглядывали на нашу возню со шнуром. — Может, поищете провод? — пытаемся возобновить диалог. — Нет, нету! Был когда-то хороший провод, но уже давным-давно потерялся...
Вдруг монотонное шипение телевизора оборвалось, и появились нечеткие очертания каких-то развалов. Люди с необычной техникой пытаются приподнять огромную железобетонную плиту. Четкие команды работающих людей, сосредоточенные лица, шум работающих кранов мгновенно приковывают внимание молодой публики. — Это работа спасателей МЧС после взрыва домов на Каширке, — комментируем мы.
Несколько секунд просмотра — и опять: «Ш-ш-ш-ш» — отлетает провод! — Стойте-стойте! Сейчас все принесу! — самый старший из пацанов срывается с места и уносится за дверь. А буквально через 30 секунд протягивает нормальный видеопровод. — Давайте быстрее подключать!
Так начинался первый блок занятий по программе «Герой нашего времени», проходившей в приюте для детей и подростков ЮАО.
Профессия — спасатель МЧС. Взрывы домов на Каширском шоссе и на улице Гурьянова обрыв газопровода и пожар в жилом доме, авария на трассе и крушение самолетов — огонь, вода, обломки плит и постоянная готовность прийти на помощь и сделать все, что в твоих силах... Ну какого мальчишку это сможет оставить равнодушным? В этот раз говорили мало, только смотрели хронику и комментировали работу спасателей. Мы старались при подготовке материала вырезать «страшные» места, чтобы не пугать впечатлительных ребят (хотя по сравнению с боевиками и фильмами ужасов это, конечно, цветочки). Интерес ребят был таким сильным, какого мы даже не ожидали. Впрочем, что же в этом удивительного — ведь это реальная жизнь, в которой им предлагалось принять участие.
А профессия, с которой они знакомились, — спасатель МЧС, настоящий «герой нашего времени», человек такой же, как и все остальные, но не совсем. Реакция на боль и необходимость в помощи, точное и быстрое умение действовать в любой ситуации — вот качества, которые пытались понять ребята и даже в чем-то применить на следующих занятиях.
Несмотря на все ужасы и трудности, к началу 1930-х гг. массовая беспризорность в СССР была в основном ликвидирована. Детские колонии и дома вовсе не были райскими уголками, но все же они дали возможность подавляющей части детей вернуться к нормальной жизни. Стали известны на всю страну Полтавская колония, созданная А.С. Макаренко, Трудовая сельскохозяйственная колония имени Джона Рида на Волге, Болшевская трудовая коммуна под Москвой.
Уже в 1920-е гг. и в России, и в Европе был поставлен вопрос о влиянии кинематографа на детскую преступность, потому что, как выяснилось, часто детские преступления были попыткой воспроизведения преступлений, увиденных на экране. А ведь в то время кино еще было черно-белым и немым!
Шаг 2
Коломенское. Река, огибая небольшой мыс, медленно соскальзывает в опускающийся туман. Слегка различимые белые купола храма на коломенском холме лишь подчеркивают таинственность и неожиданность того, что предстоит увидеть. Грациозная струга плывет прямо к нам. Пятнадцать ребятишек замерли в ожидании того, что будет дальше... А дальше была работа штурмана и рулевого, знакомство с настоящим кузнецом, который за четыре минуты обыкновенную металлическую болванку, разогрев в настоящем горне, превратил в идеальный наконечник для копья. Была и первая встреча с автоделом — даже удалось понажимать на акселератор в ревущей машине времен второй мировой войны. А еще — рассказы о походах, находках, экспедициях, которым можно посвятить свою жизнь и связать с ними будущую профессию...
Профессия — путешественник. Такая нереальная и такая притягивающая. Когда мы готовили этот блок занятий, время от времени вспыхивали споры: одни говорили, что такой профессии не существует, другие — что ее элемент есть в любой профессии, связанной с городами и странами, третьи — что понятие «путешественник» очень неопределенно. Все это так, но наши занятия преследовали совершенно определенную цель — передать ребятам состояние души «путешественник». Когда дух приключений и новых открытий зовет тебя к овладению новыми знаниями и навыками, а дух свободы и желание принести какую-то пользу людям позволяют забыть или, как минимум, отбросить в сторону прошлые удары судьбы и сконцентрировать свои силы на преодоление нового, неизвестного.
По данным городских властей, в 2003 г. в Москве насчитывалось свыше 30 000 беспризорников, из которых 20% — москвичи, а остальные — приезжие.
Каждый год из детских домов выходят около 15 000 выпускников. В первые же 12 месяцев «свободной жизни» 20% ребят попадают под суд, 30% кончают жизнь самоубийством. Полноценными членами общества становятся около 57%.
Ежегодно из семьи убегают почти 50 000 детей, из которых около половины — не найдены. Они пополняют армию бездомных детей.
Шаг 3
— Нарисуйте, пожалуйста, автомобиль, — раздался откуда-то из-за спин ребят робкий голосок, но, никем не услышанный, потонул в шуме: — А вы лошадь можете? — А самолет настоящий? — А гоблинов, нарисуйте гоблинов!..
Шквал голосов прерывался время от времени выполнением очередного заказа, и тогда наступала напряженная тишина. Стремительные движения карандаша художника вырывали из плотной белизны листа один за другим части будущего рисунка. На каждый «шедевр» уходило не более одной-двух минут. Как только рисунок завершался, он тотчас же выхватывался из рук, и все начиналось заново.
Вдруг тонкий голосок опять раздался из-за склоненных голов: — А вы можете нарисовать автомобиль? — Почему автомобиль? Может, что-нибудь поинтересней? — ответил художник. — Автомобили и в журналах есть, оттуда их и срисовать можно. — А вы можете вот такой пейзаж? А ракету? — снова заголосили остальные. — А меня нарисуйте, пожалуйста... — Ладно, давай тебя, — снова оживился художник, — только тогда сядь и не прыгай с места на место.
Мальчишка быстро перепрыгнул со спинки стула на сиденье, сделал серьезное лицо и вытянул кверху свой и без того длинный нос. Его глаза сначала уставились на художника, который тут же начал что-то энергично выводить на чистом листе, а потом стали коситься на всех остальных, пытаясь по их лицам, как в зеркале, понять, как же там все получается...
Как только рисунок был закончен и торжественно повернут в сторону длинноносого мальчишки, опять раздался тот же самый тихий голос, но уже из первых рядов. — А можно нарисовать автомобиль? — Ну давай-давай! — отзывается художник, и из-под карандаша начинает выползать старинный кабриолет, с большими пучеглазыми фарами, с покатыми крыльями, с поднятым высоким верхом. — Ну как, пойдет? — Не-е-ет, я хочу современную, крутую тачку! — Да зачем тебе такая? Ее и рисовать-то неинтересно, наверное! — Ну нарисуйте!.. — Хорошо, — соглашается художник, и на бумаге быстро начинают появляться новые очертания.
Опять наступает полная тишина. Восемнадцать пар глаз безотрывно следят за каждым движением карандаша. Последние блики заднего окна завершают «крутую тачку», но тут опять тот же слабый голосок: — А можно... за рулем...
Кажется, что мгновение нерешительности тянется целую вечность... — Тебя, что ли? — спрашивает художник. — Да!..
«Москва — столица российских беспризорников» (Газета «Россiя», 7 июля 2001 г.) За последние два года принято несколько десятков программ по профилактике безнадзорности, в Москве созданы социальные приюты для приема беспризорных детей, в том числе и негосударственные (при храме Вознесения Господня, «Дорога к дому», «Ораториум» и др.), сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, для первичной профилактики детской безнадзорности работают Городской центр «Дети улиц» и семь межрайонных центров, а также действуют спецшколы, интернаты закрытого типа.
В России по разным оценкам от 1 до 3 миллионов малолетних беспризорников. Даже в детдомах до 90% воспитанников относятся к так называемым социальным сиротам, то есть имеют живых одного или даже обоих родителей. Среди беспризорников их абсолютное большинство.
Последние слова были сказаны с таким чувством, что, к нашему удивлению, никто не засмеялся и не сострил... Карандаш на мгновение зависает над передним стеклом автомобиля и... колоритный грузин с большими усами и кепкой-аэродромом уже восседает на переднем сиденье под веселые возгласы окружающей детворы. Шутка получилась!
Профессия — художник. Кто такой художник? Где грань, что, словно шлагбаумом, отсекает всех «не художников» от художников? Какие самые важные инструменты всегда должны быть в его арсенале? «Кисть, палитра, мольберт», — попытаетесь ответить вы. А вот и нет. Воображение, умение замечать вокруг необычное и желание дарить другим красоту, которую увидел сам. А в остальном — что будет под рукой...
День за днем страницы истории заполняются новыми именами, вознося одних и низвергая других. Судьбы этих ребятишек еще не сложились, но выбирать, не видя горизонта, им приходится прямо сейчас. Поэтому первые шаги нам хотелось пройти вместе с ними...
Первые шаги, сделанные ребятами, помогли им увидеть путь, по которому они могут пойти в жизни. Если захотят сами. На этом пути, шаг за шагом, они смогут стать настоящими людьми со своей Мечтой и своей профессией.
А мы, честно говоря, открыли их с новой стороны, где любопытство превращается в стремление побеждать, а непосредственность — в индивидуальность.
Из опыта работы современного мира...
Цирк для беспризорников Юная энтузиастка из Германии Астрид Шорн помогает питерским уличным детям начать новую жизнь в качестве цирковых артистов. Финансируют цирк иностранные меценаты. Уже дважды ребята выезжали с гастролями в Германию. Главной цирковой победой и Астрид Шорн, и помогающая ей Лариса Афанасьева считают то, что здесь ребята впервые стали думать и говорить о своем будущем без страха.
Анастасия Тамило, Дмитрий Смирнов (www.mirtv.ru)
«Инициатива добрых дел» Центр-клуб «Инициатива добрых дел» состоит из разных служб. По проекту психологическая служба является центральным звеном в согласовании работы остальных служб. Психологическая служба — это диагностика, индивидуальные и групповые коррекционные развивающие занятия, тренинги. Досуговая служба — это клуб ролевого моделирования, фотостудия, кружок «умелые руки». Служба организации оздоровительного отдыха — это походы, летние и зимние лагеря. Консультации для родителей, если нужно.
Деревня «SOS» В Австрии в начале века родился Герман Гмайнер, которого судьба лишила матери. Детские дома пришлись будущему гуманисту не по вкусу, и он придумал свою систему — детскую деревню «SOS», которая получила широкое распространение по всему миру. У нас построены две такие деревни — в Томилино (под Москвой) и в Лаврово (под Орлом), а еще под Санкт-Петербургом. В деревне несколько комфортабельных домов, в каждом — «мама» (воспитательница) и семь-восемь детей разного возраста.