С МЕЧТОЙ
О ВОЗРОЖДЕНИИ

РУБРИКИ
Древние цивилизации
Философия
Психология
Искусство
Астрология
Наука
О «Новом Акрополе»
История
Здоровье
Дизайн и мода
Общество
Педагогика
Отдушина
Мифология
Наука путешествовать
Есть многое на свете...
Х.А.Ливрага. Все статьи
Делия Стейнберг Гусман «Сегодня я увидела...»
Список всех номеров журнала (1997 - 2005 гг.)

Контакты
Где купить
Наше кредо
АРХИВ НОМЕРОВ


ПОИСК СТАТЕЙ


__________

___
___
 
 

 

© «Новый Акрополь»
1997 - 2013
Все права защищены

 

 

 


Сергей Иванов

ДИАДЕМА ЛАХУНСКОЙ ПРИНЦЕССЫ

 

5 февраля 1914 года экспедиция сэра Флиндерса Питри, работавшая в районе заупокойного комплекса Сенусерта II в Лахуне (в Среднем Египте, в районе Фаюмского оазиса), обнаружила вход в маленькую полуразрушенную пирамиду. Через два дня археологи расчистили небольшую погребальную камеру, где стоял огромный гранитный саркофаг и ларец с канопами – сосудами для хранения внутренностей умершего. Ученые были разочарованы: за много столетий до них в гробнице явно побывали грабители, которые унесли с собой все ценные вещи. Тем не менее, ведомый интуицией исследователя, Питри принялся за окончательную расчистку помещений.

Почти сразу же, как только начались работы по удалению толстого слоя глины, покрывавшего весь пол гробницы, рабочие стали находить фрагменты золотых украшений, которые свидетельствовали о былом богатстве захоронения. Каждый день приносил все больше и больше находок. Наконец был расчищен приямок, в котором лежали пять разбитых шкатулок, наполненных множеством предметов – браслетами, пекторалями, бусами, косметическими сосудами. «Я никогда не забуду этого зрелища, – писала Гильда Питри, супруга археолога. – Все украшения, короны, пекторали, браслеты для рук и ног, бусы сияли своими яркими красками; золото, бледная синева лазурита, багрянец сердолика…»

Судя по надписям на канопах, все эти сокровища принадлежали царевне Сатхатхориунет, жившей в XIX веке до н.э. О ее личности нам известно совсем немного. Она была дочерью Сенусерта II; среди титулов Сатхатхориунет встречаются «Та, что едина с прекрасной Белой (короной)» и «Царская супруга», однако имя фараона – ее мужа до сих пор не установлено.

По всей видимости, строители пирамиды Сатхатхориунет ошиблись в расчетах и расположили вход в гробницу слишком низко. В результате потоки воды от обильных осадков устремлялись в погребальную камеру, увлекая за собой песок и глину. Эти разрушительные потопы, повторявшиеся каждый год в течение 38 столетий, и сохранили для нас сокровища лахунской принцессы.

Драгоценности, найденные в гробнице этой царевны, без сомнения, она носила при жизни. Форма большинства украшений предельно проста, однако они подчеркивали царственное происхождение своей хозяйки. Например, знаменитая диадема Сатхатхориунет состоит из золотого ободка – имитации широкой ленты, завязанной на затылке, концы которой спадают на лопатки царевны. Ободок украшен 12 розетками – изображениями цветков, а по бокам к диадеме подвешены золотые ленточки. Лоб царевны украшает символ царской власти урей – Око Божественного Солнца, охраняющее своего владельца от всех врагов. Тело священной кобры инкрустировано стеклянной пастой и сердоликом, а ее голова выполнена из лазурита. К задней части диадемы присоединены два высоких страусовых пера – символы богини Маат, олицетворявшей вселенский порядок и гармонию. Эта диадема надевалась на парик, пряди которого были богато украшены золотыми или фаянсовыми кольцами или разноцветными лентами.

Египтяне издревле любили ювелирные украшения. Их носили все – женщины и мужчины, цари и бедняки. За три тысячи лет древние мастера разработали множество видов диадем, серег, ожерелий, браслетов и колец, многие из которых воспроизводятся ювелирами и доныне. Зачастую они кажутся массивными или неудобными, но на самом деле это не так. Пропорции и структура каждого элемента тщательно продумывались, а разработка новых украшений была довольно почетным занятием, которым не пренебрегали даже фараоны.
В зависимости от костюма каждое украшение наделялось сакральным значением – оно должно было оберегать своего владельца или наделять его особыми качествами. Так, например, менат – священное ожерелье богини Хатхор, состоявшее из множества нитей бус, – охраняло дам от злых духов, предупреждало бесплодие и придавало владелице жизненные силы.

Однако украшения царственных дам были не просто атрибутом их социального статуса. Каждое из них указывает на ту важную роль, которую играла древнеегипетская царица. Так, урей на диадеме не просто охранял чело Сатхатхориунет – он отождествлял царевну со священной коброй, защищающей египетского правителя от злых сил. Не менее интересны и два страусовых пера – символы животворящей энергии, залога процветания египетского государства, выражавшегося в священном союзе царской четы и в единстве Верхнего и Нижнего Египта.

Не случайно на украшениях царевен и цариц чаще всего встречаются имена и изображения их отцов и супругов: царица была опорой царя, и поэтому почти каждый элемент ее костюма (особенно церемониального) должен был подкреплять силы правителя. Так, в захоронении Сатхатхориунет была найдена пектораль (нагрудное украшение), основным мотивом которой является композиция царского имени ее отца. Сама пектораль выполнена из золота, а ее лицевая сторона инкрустирована 320 полудрагоценными камнями. На обратной стороне украшения рисунок инкрустации повторяется гравировкой по золоту.

Царская супруга для древних египтян была одним из важнейших элементов миропорядка. Согласно древней традиции, Египтом могли управлять лишь мужчины, однако священное право на наследование престола зачастую передавалось по женской линии. Муж дочери Великой царской супруги становился египетским владыкой, а сама принцесса – опорой царя: подобно прекрасной богине Хатхор, она радовала его сердце; одновременно она отождествлялась с богиней Сехмет, готовой в любой момент защитить египетского правителя от врагов. Но прежде всего царица была воплощением женственности и материнства: уподобляясь богине Исиде, она давала жизнь будущему правителю, а вместе с ним – и всему Египту.

Вокруг картуша с именем Сенусерта II расположены две кобры – богини Обеих Земель Нехбет и Уаджет, сквозь тела которых продеты знаки жизни анх. Прямо под картушем расположен бог миллионов лет Хех, сжимающий в руках тростинки – идеограммы слова «год». К одной из рук Хеха подвешено животное-амфибия – иероглифическое обозначение числа 100000. Справа и слева от этого бога расположены олицетворявшие Верхний и Нижний Египет соколы, головы которых венчают солнечные диски. Одной лапой птицы сжимают знаки вечности шен, а другой опираются на тростинки Хеха. В целом эта идеограмма читается как «Хепри (Утреннее солнце) дарует жизнь Обеим землям и царю Хахеперра (Сенусерту II) на один миллион сто тысяч лет». Этот гигантский промежуток времени отождествлялся египтянами с вечностью, которая тем не менее была ограничена определенным сроком.

Но, несмотря на то что жизнь цариц и царевен во многом определялась церемониалом и вековыми традициями, а на их плечи было возложено множество священных обязанностей, они всегда оставались женщинами. Источники повествуют о любви и ненависти, радостях и горестях многих царственных дам. И не случайно в лахунском сокровище есть и предметы повседневной жизни Сатхатхориунет. В частности, к ним относятся пояс и ножные браслеты, выполненные из золотых и аметистовых бусин. Круглые бусины пояса сочетаются с большими и маленькими львиными масками, а на ножные браслеты подвешены золотые львиные когти. Такие украшения не просто делали даму более привлекательной – изображения львов и их когтей отгоняли от нее опасности и придавали робкой девушке решительность и смелость.

Не менее интересен и другой предмет Сатхатхориунет – ее зеркало, бывшее непременным атрибутом туалета знатных дам. Стоимость зеркал, выполнявшихся из полированного металла, была довольно высока, поэтому позволить себе такую роскошь могли лишь состоятельные особы. Зеркало было одним из самых необходимых в загробном мире предметов, и на многих заупокойных стелах оно изображено рядом со своей хозяйкой. Помимо бытовой функциональности, этот предмет обладал и сакральным значением: его серебряный блеск отождествлялся с первобытным зарядом творения. Поэтому дамы не просто смотрелись в зеркало – посредством него они обновляли свои жизненные силы и, как следствие, становились еще более прекрасны.

Диск зеркала Сатхатхориунет выполнен из электрума – сплава золота и серебра, а его ручка, сделанная в форме папируса, символа вечной юности, – из обсидиана. В верхней части ручки расположена маска богини Хатхор – богини любви и веселья. Зеркало было одним из священных предметов, воплотившись в которых Хатхор приходила в человеческий мир и покровительствовала людям.

Каждый раз, когда Сатхатхориунет смотрелась в это зеркало, прекрасная Хатхор улыбалась ей, одаряла принцессу красотой, радостью и новыми силами. В свою очередь, царевна передавала их правителю, а вместе с ним – и всей египетской земле.