290 лет назад родился автор самого известного в мире дворцового парка, резиденции французских королей — Версаля.
Андре Ленотр — самый именитый ландшафтный архитектор в садово-парковом искусстве. Еще при жизни за свою работу он был удостоен многих наград, даже почетного ордена Святого Михаила. Ему первому из придворных было дано официальное разрешение не покидать своего портшеза во время деловых встреч с Людовиком XIV. Он имел собственный дом в Версале, но жил в отдельном строении с садом, расположенном непосредственно у северо-восточного фасада дворца Тюильри. Там он провел свои последние годы, дожив до 87 лет. Будучи очень известным и богатым человеком, Ленотр отличался простотой в обхождении и доступностью, с радушием и участием относился к начинающим мастерам. «Я думал лишь о чести и славе Франции», — эти гордые слова мастера можно считать девизом его жизни.
Родился А. Ленотр 12 марта 1613 года в Париже. Его дед Пьер был старейшиной крупнейшей садоводческой корпорации Парижа. Он принимал участие в устройстве садов при дворце Тюильри, вместе с сыном Жаном обустраивал усадьбы французских королей. Андре учился законам перспективы и оптики в студии Симона Вуэ, занимался в архитектурной мастерской Франсуа Мансара, садовое искусство изучал под руководством отца, главного садовника Тюильри, позднее (в 1637 г.) передавшего ему свою должность. Интерес к использованию видовых перспектив как в садовом искусстве, так и в градостроительстве стал визитной карточкой мастера. С 24 лет Ленотр работает в садах Тюильри и одновременно проектирует оранжерейный сад в Фонтенбло (1645 г.).
Настоящим триумфом Ленотра стал созданный всего за четыре года парк близ нового дворца королевского министра Фуко в Во-ле-Виконт близ Мелёна. Именно здесь впервые регулярный стиль садово-паркового искусства перешел от камерности итальянских вилл к кристальной четкости далеких перспектив и непостижимым объемам боскетов (зеленых дворцов и комнат). В 1657 г. Андре Ленотра назначают генеральным контролером королевских построек. В 1660-е годы им создаются дворцовые парки в Сен-Жермен-ан-Ле, Фонтенбло, Шантийи, Сен-Клу и другие.
Однако самым великим творением Ленотра стал ансамбль Версаля и Трианонов (1661—1668 гг.). Скучный, заболоченный ландшафт рукой мастера превращен здесь в произведение искусства, захватывающее своей грандиозностью и разнообразием. Поражают сами масштабы ансамбля. Так называемый Малый парк, примкнувший к дворцу с запада, охватывает территорию около 1740 га. Продолжающий его далее на запад Большой парк (скорее даже лесопарк с широкими аллеями) занимает 6600 га. Протяженность дворца с севера на юг 500 м, длина Большого канала вдоль композиционной оси 1600 м при ширине 50 м. Количество гостей на праздниках здесь достигало фантастической цифры — 200 тысяч.
Ошибочно считать Ленотра основателем регулярного принципа планировки садов. Не говоря уже об итальянских садах в стиле барокко (виллы Д’Эсте, Ланте, Капрарола), в самой Франции регулярные, геометрически распланированные сады появились за два века до него. В истории садово-паркового искусства известны имена многих мастеров XVI—XVII вв. (Серсо, Буассо, Молле), которые создавали прекрасные цветочные партеры, трельяжи, аллеи, зеленые галереи и театры, каскады, гроты, каналы и другие формы классического дворцового парка. Однако в Версале, где ландшафтная составляющая не просто дополняет здание дворца, а выступает с ним как бы на равных, впервые сформирован столь грандиозный, целостный и пространственно связанный ансамбль. Появился качественно новый подход к планированию территорий, к использованию немыслимых ранее пространств — протяженностью уже не в десятки и сотни, а в тысячи метров.
Влияние Ленотра и его школы на последующее развитие ландшафтного искусства сложно переоценить. Известные английские мастера, создавшие регулярные парки в Хемптон Корте, Гринвиче и других местах, — Г. Уайз, Д. Роз — считали себя его учениками. В Германии М. Шарбонье в 1666 г. спроектировал обширный парк во французском стиле — Геррегаузен. Специалисты выявляют черты преемственности в парках Аугсбурга — работах немецкого последователя Ленотра Д. Жерара, в произведениях Ф. Эрлаха в окрестностях Вены (Шенбрунн) и многих других. Очевидна связь с Версалем и дворцово-парковых ансамблей под Санкт-Петербургом.
Садово-парковое искусство было частью творческого поиска образованных и обладающих властью людей еще в древности. Особенности влияния формы, логика расположения деталей, тонкая игра с перспективой — все эти приемы использовались в парковых ансамблях во всех частях света. Чаще всего основным инструментом являлось сочетание архитектуры здания или комплекса зданий с элементами природы. Важнейшую роль отводили повторяющимся композициям или малым архитектурным формам, которые придают своеобразный ритм пейзажу и готовят зрителя к восприятию главного. Так построены резиденции правителей, храмовые комплексы, другие общественные учреждения — математическая логика и точность в их создании становились символом организации общества. Периоды творческого поиска естественной природы — так называемый пейзажный (английский) стиль в ландшафтной архитектуре — как правило, свойственны эпохам наступления разрушительного Хаоса, революционного брожения идей. Периоды же расцвета государства любой эпохи и любой политической формации означены появлением регулярных архитектурных и парковых ансамблей. В современном мире эта регулярность скрывается за новым приемом использования законов гармонии — бионическим подходом к инженерии и архитектуре.