Пять струн серебряных на грифе моей лютни, Они звенят и плещут, заливаясь, как свирель, Но голосом одна любви моей минутной В минувшее зовет, где золотисто-смутно Несбывшееся дремлет: это — chanterelle.
Ф. Малерб. Ода к лютне
Фаворитом инструментального музицирования в Европе эпохи Возрождения была лютня. К XV в. она достигла пика популярности и имела пять двоичных струн и одинарную верхнюю «поющую» (la chanterelle), которая звучала неотразимо «кантабильно» — песенно, певуче.
Первоначальные названия струн лютни были очень выразительны: bordon, tenor, mezzana («средняя»), sottana («подголосок»), canto («пение»). В XVI в. наиболее распространенной была шестиструнная лютня, при переходе к XVII в. количество струн доходило до восьми.
И хотя в эпоху Ренессанса лютня — «благороднейший инструмент, свойственный дворянскому обществу», играли на нем все и везде. Среди исполнителей на лютне — виртуозы-профессионалы, знатные любители искусства, бесчисленные почитатели в городах и деревнях, странствующие музыканты. Ее любят в Испании, Италии, Англии, Германии, Франции, Польше...
Повальное увлечение лютней отразилось в живописи XV–XVII вв. Этот период по праву можно назвать веками лютни. Она снискала себе повсеместную любовь и популярность благодаря красивому тембру, яркости и звучности, лиричности и задушевной человечности. Ее можно было взять с собой в гости, на природу, спеть серенаду под окном возлюбленной. Богатые возможности инструмента прекрасно подходили для камерного домашнего музицирования в узком кругу или наедине с собой, аккомпанемент хорошо сочетается с голосом. Под нее пели и танцевали, на ней исполняли инструментальные пьесы. Музыканты использовали выразительные и изобразительные способности лютни, богатые звуковые имитации создавали целые поэтические миниатюры.
Чистый голос лютни рождал свой мир звуков и образов, затрагивая самые нежные струны души. Переливались тембры шелестящие, колокольные, лепечущие и стонущие, каплющие и рассыпающиеся звуковыми искрами, завораживая и уводя в восхитительно-идиллический мир природы, мир ангелов, мир мечты, окрашивая окружающую реальность тонами нежности и грусти, веселья и радости. Не случайно на картинах художников лица грешных людей и небесных ангелов сохраняют выражение глубокой задумчивости и возвышенного покоя.
Происхождение лютни относится к глубокой древности. Инструменты, похожие на лютню, были известны уже в 2000 г. до н.э. в Месопотамии и в 1500 г. до н.э. в Египте.
В раннем средневековье прототип лютни был заимствован арабами с Ближнего Востока, он назывался аль-уд, что в переводе с арабского означает «дерево». Музыка считалась даром богов, и исполнение стихов-газелей под аккомпанемент уда почиталось у арабов высшим искусством:
Когда опьяненный любовью Хафиз поет песню, То Зухра в небесах аккомпанирует ему на лютне. Хафиз
В VIII в. уд проник в Европу из Северной Африки во время завоевания арабами Испании и прижился при дворе многих испанских вельмож, где получил новое крещение, став лаудом. Отсюда лютня благодаря своей портативности, богатым музыкальным «талантам» и не без помощи странствующих музыкантов — менестрелей, жонглеров, трубадуров — начинает победное шествие по странам Западной Европы...
Но ничто не стоит на месте, все меняется. С XVI по XVIII в. количество струн лютни увеличилось до 24, добавился второй гриф. Современники шутили, что, когда лютнист настраивает последние струны, он замечает, что первые уже расстроились. Лютневая музыка записывалась по особой системе цифровой и буквенной табулатуры.
Это усложняло технику игры и настройку инструмента и было доступно лишь немногим виртуозам-профессионалам. Лютня, исчерпав возможности своего развития, не могла больше конкурировать по простоте исполнения с гитарой, по силе воздействия и звучности — с оркестром. С XVII в. лютня вытесняется гитарой и мандолиной и остается в основном концертным инструментом.
Лютневая музыка, достигнув расцвета, передает весь свой богатый опыт клавишным инструментам — верджинелю и клавесину — и на долгие годы уходит в забвение. Более чем на 200 лет замолкла «звуков нежных россыпь золотая».
Однако на рубеже XIX–XX вв. возродился интерес к старинной музыке. В 1893 г. английский музыкант Арнолд Долмеч создал современную реконструкцию ренессансной лютни. А Оскар Килезотти, итальянский музыковед, лютнист, перевел сложную табулаторную запись музыки на современную нотацию и издал ряд памятников лютневой музыки XV–XVI вв.
И в наше время традиция игры на лютне продолжается. Создаются ансамбли старинной музыки, проводятся фестивали аутентичного исполнения. И прошлое возвращается, и музыка вновь воссоздает портрет ушедшего времени.