Обсудить статью на форуме "Новый Акрополь"





С МЕЧТОЙ
О ВОЗРОЖДЕНИИ

РУБРИКИ
Древние цивилизации
Философия
Психология
Искусство
Астрология
Наука
О «Новом Акрополе»
История
Здоровье
Дизайн и мода
Общество
Педагогика
Отдушина
Мифология
Наука путешествовать
Есть многое на свете...
Х.А.Ливрага. Все статьи
Делия Стейнберг Гусман «Сегодня я увидела...»
Список всех номеров журнала (1997 - 2005 гг.)

Контакты
Где купить
Наше кредо
АРХИВ НОМЕРОВ


ПОИСК СТАТЕЙ


__________

___
___
 
 

 

© «Новый Акрополь»
1997 - 2013
Все права защищены

 

 

 


Екатерина Головко
 

Этот уютный БИДЕРМАЙЕР

 

Создавая определенный интерьер, мы создаем и свое будущее. Что больше влияет на наше настроение и поведение, чем то, что окружает нас каждый день?

Сегодня, в эпоху технического прогресса, шагающего семимильными шагами, когда люди частенько общаются друг с другом только при помощи компьютера и редко встречаются, как бывало раньше, за чашечкой чая, интересно вспомнить об одном скромном стиле начала XIX  в., который и длился-то всего 20–30 лет, но оставил любопытные уроки. Он носит имя Бидермайер. Это стиль домашнего уюта и частых сборов друзей в гостиной за чашечкой кофе или чая, стиль теплой атмосферы и воспоминаний.

Что же это было за время?

Начало XIX  в. Только что отшумели наполеоновские войны, но еще не наступила эпоха буржуазно-демократических революций 1847–1848 гг. Представьте себе, что вы немецкий или австрийский бюргер, который устал от потрясений и стремится только к покою и домашнему уюту. Каким бы вам хотелось видеть свой дом? Что бы вы оставили от прошлой эпохи, эпохи аристократичного и величественного ампира? Что привнесли бы нового? История ответила возникновением нового стиля интерьера, который уже много позже стали называть Бидермайером (нем. Biedermeier, Biedermaier)  — это немецкий каламбур, составленный из Biedermann («бравый господин») и Meier (типичная австрийская фамилия).

Этот стиль не оставил следов в архитектуре, но в полной мере стал стилем жизни людей той эпохи. Именно в это время в домах возникает понятие «чистой комнаты»  — представительной комнаты для приема гостей в подражание светским салонам XVIII в. Жилой интерьер такой комнаты представлял собой образ целого мира, превращался в маленькую модель Вселенной и стремился вместить все то, что прежде находилось за пределами пространства частного человека. Отсюда «перенаполненность» интерьеров Бидермайера различными вещами.

Заглянем в такую комнату. Мебельный гарнитур расставлен не как раньше, в строгом порядке, а так, чтобы прежде всего было удобно гостям и хозяевам. Состоит он из дивана с мягкими, расписанными в цветочек подушечками, ширмы с панорамными пейзажами, обязательно  — секретера с выдвижными ящичками, украшенного живописью и цветной фанеровкой (разноцветными кусочками дерева геометрической формы), стола, этажерки, стульев и кресла. Все это имеет естественные, плавные формы, выдержанные пропорции, удачно подобранные цвета и рисунки обивок. Самыми главными требованиями к такой мебели были лаконизм, практичность, дешевизна, прочность и удобство. Но это далеко не все, что мы можем увидеть в нашей комнате.

Расписные лепные потолки, на стенах обои в светлых тонах, много (даже слишком много) картин, вывешенных рядами, на этажерке и секретере и над ними стоят-висят многочисленные миниатюры, гравюры, акварели, милые сувениры и дешевые статуэтки, музыкальные часы и вышивки, на окнах воздушные муслиновые занавески. Основной сюжет  — растительный орнамент (листья, розетки, венки, ветки цветочных растений) или предметные мотивы (лебеди, грифоны, лиры, корзины, вазы).

Впервые в истории при помощи скромных средств люди могли создать себе гармоничный интерьер. Этому способствовали новые способы производства мебели, незатейливые, не предполагающие больших затрат требования ко всему интерьеру. Появляются мебельные гарнитуры, «комбинированная мебель»: раздвижные столы, стулья. В парадные комнаты «приходит» мебель, ранее считавшаяся уместной только в кладовых или в комнатах людей среднего достатка,  — шкафы, обеденные столы.

Можно, конечно, и поспорить о достоинствах и недостатках этого стиля. Но как тонка грань между уютом и мещанством, между домашней атмосферой и культом вещей и вещичек! Порой комната в стиле Бидермайер становилась больше похожа на тесную шкатулку, но все-таки есть что-то чарующее и согревающее, зовущее отдохнуть на уютном диванчике или поболтать с друзьями в гостиной.

Что мы можем использовать сегодня из этого стиля? И чего нам лучше не допускать?

Скажем, светлые обои визуально увеличат вашу комнату, а новые легкие и яркие занавески поднимут настроение даже пасмурным утром. Это для тех, кто решил серьезно подойти к вопросу. Однако если подойти еще и творчески, то можно сшить новую яркую обивку для старых и уже поднадоевших стульев  — это очень просто и очень быстро, а главное  — недорого. Скажите, ну кому и когда мешали хорошо подобранные к стилю комнаты картинки на стенах? Они создадут настроение, когда вы вернетесь домой после трудового дня. А милые статуэтки из бронзы или глины, подаренные друзьями,  — разве не вспоминаются приятные мгновения, когда взгляд падает на них? Только осторожно, не переборщите с количеством! Вышитая скатерть с букетиком цветов на столе? Медные подсвечники на праздничном ужине? Элегантные подставки для цветов? Все это поможет вам создать дома уютную обстановку, однако будьте бдительны, не допускайте ничего, что может оказаться лишним, ничего, что может создать в вашей комнате эффект «тесной шкатулки». Вещи для нас, а не мы для вещей!

Удачных экспериментов!