Озеро Светлояр известно своими чудесами: одни люди здесь телесно излечиваются, другим открывается духовный путь. Поговаривают и о более загадочных вещах... Но есть одно «чудо», которое не вызывает сомнений в своей реальности, — детский этнокультурный центр «Китеж», расположенный в с. Владимирское в километре от Светлояра. Чудо потому, что совсем нереальными кажутся в нашем мире с его узкоспециализированным подходом к образованию те красота и многообразие, что наполняют стены «Китежа».
Дети здесь занимаются в свободное от учебы время гончарным делом, обучаются старинным русским ремеслам, аппликации и живописи, заботятся об экологии Светлояра. И никто их не заставляет это делать — они сами просто бегут в Центр. И все это под девизом «Пусть миру будет хорошо!». В чем же секрет? Об этом мы беседуем с руководителем центра Алексеем Борисовичем Грозой.
Алексей, в основе любого дела всегда есть какая-то идея. Если рождается коммерческое предприятие, идеей будет зарабатывание денег. Если картинная галерея — «искусство для народа». Село Владимирское, детский центр — это зачем?
Алексей Гроза: Наверное, скорее «каким образом». Я по жизни люблю паломничать и в свое время, будучи на Алтае, твердо решил для себя жизнь посвятить детям. Собирался стать священником в Дивеево и жить в сельской местности, но осенью 1996 г. приехал на Светлояр (11 октября, как сейчас помню), обошел вокруг озера и ощутил, что действительно сие место свято есть.
Там же я услышал о Людмиле Николаевне Жебель, слышал, что она неординарная личность. От нее узнал, что в том здании, где сейчас детский центр, хотят организовать детский дом. Но детский дом в Воскресенском районе уже есть, поэтому эту идею администрация не поддержала. Но что-то сделать хотелось. Я написал ей письмо (просто как-то интуитивно получилось), что детский дом не получится, и порекомендовал создать центр творчества для местных детишек. На что она потом, когда мы уже встретились, сказала, что она готова, но нужен человек, который бы все это возглавил. И предложила мне. Я вначале не соглашался. У меня все равно мысли тогда были в Дивеево уехать. Но в январе был знак — сон. Дорога была на две стороны: в Дивеево и на Светлояр. И сердце указало на Светлояр. И я решил попробовать.
Первое совещание у нас было 6 марта 1997 г., а второе, заключительное, было 15 апреля. Совпало с Днем культуры, с днем принятия Пакта Рериха. И вот мы начали.
Сколько детей сейчас занимается в детском центре?
А.Г.: Сейчас постоянно приходит 75 детей. Начинали мы с 38, потом было 90. Приезжали 10 детишек из детского дома. На мой взгляд, мы сумели в какой-то мере создать альтернативу тому, что творится у нас в социуме, и ребенок хоть здесь смог попасть в созидательное пространство.
Одна из основных идеологических позиций работников детского центра — нет неталантливых детей. Каждый ребенок талантлив, в каждом есть творец. Нужно только для них, как для цветочков, создать условия, обогреть их, дать свет и тепло.
Алексей, нам очень близка такая позиция. Есть ли какие-то секреты, как удается раскрывать эти таланты?
А.Г.: Надо сказать, что у истоков создания детского центра стояло три женских сердца и одно юное мужское. И все пришли на энтузиазме, а не просто зарабатывать деньги. И это очень важно, потому что невозможно для ребенка создать среду или условия, если сам педагог как ведущий не горит этим творчеством. Ведущий, который старается умело направлять раскрытие детского воображения, детского творческого труда, в дальнейшем все и определяет. То есть на самом деле все просто.
Важен еще сердечный настрой на позитивное мышление. Есть определенная философская база у каждого педагога. Они, может быть, даже отличаются у кого-то, но сводятся все равно к основным универсальным позициям: красоте, творчеству, труду.
Насчет философской базы. В детском центре мы видели много керамических изделий не только русской, но и египетской, индийской тематики. Откуда это?
А.Г.: Когда человеческое сознание немножко расширяется, оно понимает, что оно не одиноко. Что существует много и другого прекрасного, что кроме одного цвета радуги есть и другие. И через сохранение и возрождение своих собственных традиций, через уважение к своей культуре, безусловно, мы выходим на приобщение детей к культуре мира. Человек, являясь гражданином своей страны, является гражданином всей планеты и частичкой Космоса.
И дети нормально это воспринимают?
А.Г.: На самом деле мы им это не говорим. Просто педагог знакомит именно с разными направлениями. А дальше уже предоставляется свобода. Свобода восприятия и ощущений. Один из основных постулатов у нас — максимально уйти от каких-то религиозных вещей (потому что мы светская организация), но через приобщение к культуре стараться дать разный опыт, чтобы ребенок потом сам сделал выбор и обрел для себя что-то неповторимое.
А дети сами идут сюда или родители уговаривают?
А.Г.: Нет. Может быть, это особенность села (а может, и в городах такая ситуация), но это, во-первых, добровольно. А во-вторых, как-то у нас получается, что в связи с тяжелым материальным положением, низким культурным уровнем родители сегодня вообще мало обращают внимания на образовательный процесс. У нас существует не совсем правильное отношение родителей к образованию. Мы сами его создали, поскольку в свое время, если ребенок совершал какой-то проступок, в первую очередь наказывали классного руководителя. Хотя сегодня, по статистике, мировоззрение ребенка на 10% формирует улица, на 10% — воспитательная работа в школе, на 30% — средства массовой информации, на 50% — семья. То есть базис — это семья. И, видимо, нам придется пережить этот кризис, эту ломку, объяснить, что в первую очередь за ребенка ответственны именно родители, что с родителей не снимается ответственность за воспитание нравственно грамотного человека. А сегодня отношение родителей такое: я тебя накормил, напоил, одел, а государство должно вырастить тебя вот таким хорошим.
Чтобы работать с детьми, нужны определенные знания, навыки. Откуда это у тебя?
А.Г.: Наверное, просто от природы. В детстве был старшим из детей. Была у меня и вожатская работа. И директором лагеря работал. Я закончил танцевальную студию — она много мне дала. А сейчас у меня больше акцент на эколого-краеведческую работу.
Люди вокруг больше помогают? мешают? равнодушны?
А.Г.: Если честно, все есть. Все три позиции. Но настраиваешься на позитив, а альтернативный вектор стараешься просто не замечать, хотя он есть и порой хорошо бьет. Но, как говорится, благословенны трудности, ибо ими мы растем. Что касается экономических условий, то мы находимся в системе бюджетного финансирования, то есть зарплату педагогам выплачивает государство. Остальное стараемся находить сами. За счет своих собственных средств, за счет друзей. Стараемся жить по возможностям. Обращаться к кому-то за финансовой помощью желания сейчас нет. Есть идеи развития, но ждем. Ждем, когда сами созреем.
Многие люди пытаются начать что-то подобное. Что бы ты им пожелал?
А.Г.: Одно можно сказать: если грамотно выбран вектор в контексте созидания, красоты, то — действовать. Несмотря ни на что. И идти до конца. При всех тех трудностях, сложностях, которые бьют по ногам, в спину, под ребро, — все равно идти. Единственное при этом пожелание будет — слушать свое сердце, которое всегда устремляется к более высоким сферам, и стараться выполнять то, что оно тебе говорит.
Сегодня дети рождаются с совершенно новым типом мышления. Оно у них богаче, тоньше. И наша задача, как говорится, плечо подставить, чтобы как можно больше из этого окрепло.
Алексей, чего сейчас больше всего хочется, есть ли какая-то мечта?
А.Г.: На сегодня мечта — создание здесь культурно-образовательного центра. Но уже по принципу непрерывного образования с вузовской системой, магистратурой, аспирантурой. Я мечтаю создать научную лабораторию по одному из направлений науки — эниологии, науки о взаимодействии человека и природы. Планов много. Поживем — увидим!