Современный шрифтовой ландшафт разнообразен как никогда. Здесь и возрожденные шрифты всех эпох и стилей, и современные вариации на исторические темы, и всевозможные стилизации (готика, церковно-славянский устав, шрифты в стиле «модерн» и т. п.). Быть может, вы удивитесь, но корни большинства современных шрифтов лежат в античности. С тех времен многие поколения передали нам неисчислимое множество традиций и наблюдений, правил и запретов и даже свою терминологию.
Для того чтобы познакомиться с основными типами шрифтов, лучше всего подошел бы жанр исторического обзора, показывающего, как на протяжении нескольких последних столетий менялись восприятие форм букв, понятие о красоте и удобстве шрифта и, в конце концов, просто мода. Но несмотря на все эти измене
ния, подобно тому как мы узнаем во многих меняющихся архитектурных стилях колонны древнего античного храма, в большинстве современных шрифтов узнаются точеные линии букв эпохи Возрождения.
Спираль развития европейского шрифтового искусства сделала уже не один виток. Бесчисленные поколения писцов, типографов, дизайнеров совершенствовали формы букв, стремясь к идеалу красоты и удобства, и не раз шрифты, которые казались прочно забытыми, возрождались к жизни в обновленном виде.
Какое же путешествие во времени совершили они, прежде чем прийти к своему нынешнему виду, который вряд ли станет окончательным?
Наследие эпохи Возрождения
Само название этой группы шрифтов — гуманистическая, или классическая, — связано с эпохой Возрождения, и основные соотношения ширины и высоты букв приближены к пропорциям человека, красота которого считалась эталоном. Шрифты, сложившиеся в это время, становятся примером идеальных пропорций, синтезом гениального математического расчета и гармонии. Многие из этих букв своими элементами напоминают человека. Наиболее употребимые шрифты этой группы (как ни странно, это самые старые, но в то же время наиболее молодо выглядящие) — это гарнитуры гуманистической, или классической, антиквы (по-английски их обычно называют Old Style; примеры — Garamond, Jenson, гарнитура Лазурского). Эти шрифты были разработаны по образцам и рисункам типографов эпохи Возрождения, которые, в свою очередь, брали за основу рукописные шрифты IX–XIII вв. и заглавные, «капитульные» буквы древних римлян (само слово «антиква» означает «древняя»). Их целью было создать строгий, изящный, легко читаемый шрифт, отвечающий ренессансным представлениям о гармонии и призванный вытеснить господствовавший несколько столетий готический шрифт.
Он создал шрифт
Вадим Владимирович Лазурский (1909–1994) — русский художник книги и шрифта. Помимо книжной графики, работал также в мультипликации, оформлении выставок, архитектурной и промышленной графике. Оформил более 300 изданий. В.В. Лазурский провел теоретический и графический анализ почерков устава Остромирова Евангелия XI в., первопечатного полуустава XVI в. и шрифта надписи на колонне Траяна II в. В 1957–1962 гг. на основе изучения итальянских шрифтов эпохи Возрождения (Гриффо, Тальенте) и русского шрифтового наследия XVIII в. он создал наборный шрифт «гарнитура Лазурского» для художественной литературы и изданий по искусству. Шрифт этот был удостоен Золотой медали Международной выставки искусства книги (IBA) в Лейпциге в 1959 г.
Многие графические особенности классической антиквы, сохранявшиеся и видоизменявшиеся в более поздних шрифтах, — засечки, утолщения — впервые возникли в подражание рукописным буквам, выводимым пером с плоским концом.
Особенно характерны для гуманистической антиквы сравнительно длинные засечки, иногда ассиметричные и закругленные на концах, «ямки» на торцах основных штрихов, смещение наплывов на округлых частях букв из-за «наклона пера».
Интересно, что сейчас шрифты гуманистической антиквы — одни из самых популярных. Они способны передать широчайшую гамму настроений. Если попытаться очертить сферу их применения, проще сказать, где они не употребляются, — пожалуй, это случаи, когда текст обязан звучать подчеркнуто строго, сдержанно, официально. Во всех остальных случаях легкий дух Высокого Возрождения придаст сильное, выпуклое и воздушное звучание тончайшим смысловым и эмоциональным оттенкам вашего текста.
Поскольку для России эти шрифты были непривычны (в то время, когда они рождались, в России существовали только церковнославянские устав и полуустав), только в середине XX в. на русской почве смогло возникнуть подражание гуманистической антикве — гарнитура Лазурского (1962), которая резко выбилась из общего советского шрифтового ландшафта.
У жителей нашей страны восприятие печатного текста искажено десятилетиями государственной монополии, что наложило серьезный отпечаток на развитие русских начертаний многих шрифтов — оно проходило в стороне от магистралей мирового шрифтового искусства. Тем не менее во времена СССР существовало большое количество газетных и журнальных шрифтов. Создание в 1938 г. специальной лаборатории шрифта, преобразованной потом в новый отдел шрифтов при НИИ полиграфического машиностроения, позволило начать проектирование оригинальных отечественных рисунков типографских шрифтов. Так, в ГОСТ 3489–72 в группу газетных шрифтов входили: Новая газетная, Газетная рубленая, Брусковая газетная, Агат, Древняя, Малановская, Заголовочная газетная и Обыкновенная узкая; для набора журналов: Журнальная рубленая, Журнальная, Баченаса, Балтика, Бажановская, Титульная, Кузаняна, Лазурского, Пискаревская, Рерберга. Кроме того, шрифты разрабатывались по заказам газет и журналов: Звездочка («Красная звезда»), Трудовская («Труд»), Норма («Литературная газета» и «Московская правда»), Огонек («Огонек»), а газета «Правда» использовала более двух десятков монопольных шрифтов. К сожалению, далеко не все из этих гарнитур времен «горячего» набора представлены ныне в электронном виде.
Переходные шрифты
В XVIII в. сначала в Англии, затем и по всей Европе формы букв становятся строже, прямолинейнее (что объясняется отчасти развитием техники книгопечатания). Этот период, продолжающий тенденции развития поздней классической антиквы, принято считать переходным, и в нем лежат истоки таких широко употребимых шрифтов, как Times и Baskerville, — их объединяют названием «переходная антиква».
Эти шрифты отличаются линейностью, однотипными закруглениями по дугам окружностей, короткими и острыми на концах засечками.
Clarendon
В 1845 г. был разработан первый из шрифтов типа Clarendon, характеризующийся толстыми прямоугольными засеками, соединяющимися с основным шрифтом с помощью небольших закруглений, и малым контрастом толщин штрихов. Унаследовав от антиквы общие пропорции и принципы построения букв, эти шрифты избавились от высокого контраста и угловатости. Шрифты типа Clarendon выглядят строго, основательно, но при этом достаточно современно, Самые известные гарнитуры этой группы — Школьная, Академическая, Bookman.
Золотое сечение — деление отрезка или площади на части в таком соотношении, при котором меньшая часть относится к большей, как большая — ко всему отрезку (площади) в целом. Приблизительно может быть выражено дробью 21/34 (0,618).
Дань конструктивизму, или Новые рубленые
Настоящая революция в шрифтовом искусстве произошла только в первой половине XX в. Это было время, когда в изобразительном искусстве революцией стали «Черный квадрат» Малевича, графические композиции Василия Кандинского, инженерные конструкции Владимира Татлина.
В конце 20-х гг. в Германии под влиянием футуризма, конструктивизма и других новомодных течений разрабатываются принципиально новые, подчеркнуто упрощенные и геометризованные рубленые шрифты. Создатели этого нового стиля руководствовались возведенным в принцип утилитаризмом, последовательным отказом от любых не несущих практической нагрузки «украшений». Самый известный пример — шрифт Futura, появившийся в 1928 г. Каждая его буква изо всех своих сил стремится к некоему геометрическому идеалу, лишь скрепя сердце делая уступки традиционным формам, с тем чтобы обеспечить минимум узнаваемости. Такому шрифту нельзя отказать в единстве и определенном своеобразии, хотя он весьма утомителен в больших объемах и вряд ли способен вызвать у читателя по-настоящему теплые чувства. «Новым рубленым» не хватает как раз мягкости, человечности, гуманизма.
Futura так и не смогла стать рубленым шрифтом на все случаи жизни. Вместо нее эту вакансию занял созданный в 1957 г. более традиционный и значительно менее геометризованный шрифт Helvetica (он же Arial), который по своей нейтральности, прозрачности для восприятия уместно сравнить с переходной антиквой. Произведенный от него в 1976 г. Freeset содержит еще больше «антигеометрических» черт.
Какими требованиями руководствоваться при выборе рисунка шрифта? Первое — хорошая читаемость, особенно при мелком шрифте. Второе — высокая емкость, поскольку места в изданиях, особенно в газете, всегда не хватает. Третье — соответствие шрифта стилю издания.
Любой шрифт имеет свое настроение, свою тональность, которая самым причудливым образом накладывается на смысл набранного этим шрифтом текста. Так, например, для многих звучание любимых стихов, впервые прочитанных в детстве, неразрывно связано с тем шрифтом, которым они были набраны. Читая их в другом начертании, мы удивляемся, а иногда даже не узнаем их. Даже если все эти шрифтовые премудрости покажутся вам сложными и непонятными, помните, что вкус к шрифтам, умение их чувствовать и различать — это, скорее, результат воспитания, а не врожденное качество.
Несмотря на многообразие шрифтов, наиболее любимы сегодня не упрощенно-прагматические рубленые, а гарнитуры с засечками — «возрожденные шрифты» и всевозможные вариации на темы прошлых эпох. Возобновление интереса к гуманистической антикве приходится на 30-е г. XX в. (именно тогда был воссоздан по образцам английских типографов XVIII в. шрифт Times New Roman). А в СССP массовое шрифтовое возрождение произошло в оттепель 50–60-х годов, когда было создано или осовременено едва ли не большинство использующихся ныне кириллических гарнитур. Классическая антиква эпохи Возрождения остается фаворитом моды и сейчас.
Шрифт, которым набраны материалы нашего журнала, — Петербург — относится к одному из вариантов антиквы, точнее, переходной антиквы. Эта модификация древнего шрифта родилась в эпоху барокко.