О том, что музыкальные пропорции лежат в основе мироздания, люди знают, как минимум, со времен Шумеро-Вавилонского царства. В древности музыку изучали со столь пристальным вниманием, что его невозможно объяснить одними лишь нуждами музыкальной или музыкально-общественной практики. Атрибуты музыкального звука во многих цивилизациях считали точнейшим отражением структуры Космоса и отдельных его частей, а гармоничный звук, точнее, так называемый первозвук — началом Творения. С помощью особых флейт проверяли правильность всей системы мер — длины, объема, веса и календарных циклов. «Музыка была важным свидетельством существования Божественного в Древней Индии, Египте и Китае, Месопотамии и Греции. Во всех этих культурах имелись схожие мифологические образы, связанные с определенными числами: удивительным образом они сопрягались с определением музыкальных интервалов»*.
Судьбоносные события ближайшего будущего будет определять Юпитер и связанные с ним небесные тела
Важнейшими устоями музыкального лада являются тоника и доминанта. Тоника — исходная точка лада; доминанта — это 3/5 октавы. Звездной тоникой Зодиака — символическим разрывом зодиакального круга — принято считать границу между знаками Рыб и Овна; от нее ведется счет зодиакальных градусов, которые группируются по 30 в каждом знаке.
Передвижение Прозерпины по зодиакальному кругу влияет на развитие искусства Европы
Доминанта Зодиака — его 216-й градус (360 : 5 = 72; 72 х 3 = 216), он же 6-й градус Скорпиона. Именно в этом магически важном градусе Зодиака находился Юпитер, когда на него — самую большую планету Солнечной системы, держащую ее в энергетическом равновесии, — упала комета Шумейкеров-Леви-9 в июле 1994 года.
На подходе к данной точке, в 5-м градусе Скорпиона, находились Луна, Осирис, Прозерпина и Вакшья. Рядом с ними был «коричневый карлик» Люцифер.
Мифы нашего века
Как утверждают астрологи, судьбоносные события ближайшего времени будет определять символика планеты, на которую упала комета Шумейкеров-Леви-9, и связанных с ней небесных тел. И если мистериальная роль Юпитера (верховное божество), Люцифера (носитель божественного света), Луны (божество отраженного света) и Осириса (судья над мертвыми) более или менее ясна, то роль Прозерпины и Вакшьи требует пояснений.
Прозерпина (в греческой мифологии Персефона) — дочь Цереры и Юпитера, богиня царства мертвых, супруга Плутона, похитившего ее с разрешения Юпитера. Треть года она проводит среди мертвых — против собственной воли, но на законных основаниях; две трети года — с матерью, в мире живых. На древних гравюрах Прозерпина обычно изображалась с символом погребения — факелом и символом набравшей силу жизни — колосом.
Вакшью в нашей литературе более или менее полно описал астролог авестийского направления Павел Глоба: «Согласно авестийской мифологии, Вакшья является любимой дочерью Зервана (Абсолюта), которая вышла из его головы подобно тому, как Афина Паллада вышла из головы Зевса-Юпитера. Вакшья — это фактор неизвестности, некая дважды зеркальная дева — собирательница жатвы. Ее функция — консолидация людей»***.
Итак, основные действующие лица разыгрываемой на небе мистерии обозначены. Это Вакшья, свободная настолько, что не подчиняется даже олимпийским богам, Юпитер, Прозерпина, Осирис, Луна и Люцифер.
Зазеркалье Зодиака
Как сказано в мифах, Прозерпина одну треть года проводит в царстве мертвых. Определим эту треть зодиакального круга. Астрологи группируют знаки Зодиака в три зоны, по четыре знака в каждой. В первую зону входят Овен, Телец, Близнецы и Рак. Это самая активная зона — зона творения. Ей соответствует начало ян.
Вторую зону составляют Лев, Дева, Весы и Скорпион. Это зона стабильности, ей соответствует начало инь. Третья зона объединяет Стрельца, Козерога, Водолея и Рыб. Это зона трансмутации, соответствующая началу дэн. Ее важнейшие характеристики — двойственность и взаимопроникновение.
Зона ян соотносится с лирикой и монологом; зона инь — со статическими видами искусства и отстраненным высказыванием «от третьего лица»; зона дэн — с драмой и искусством диалога.
Прослеживая историю европейского искусства, в характеристиках различных жанрово-стилевых направлений можно увидеть не только черты того знака Зодиака, в котором тогда находилась Прозерпина, но и важнейшие приметы диаметрально противоположного знака — он играет уточняющую и дополняющую роль, поскольку эти два знака всегда принадлежат к разным зонам Зодиака.
Еще один важный момент: зона Зодиака, не активизированная парой отмеченных Прозерпиной знаков (назовем ее вакуумной или зеркальной), определяет основной, ведущий род и вид искусства.
Судите сами.
В эпоху барокко, пик которой пришелся на время пребывания Прозерпины в знаке Тельца (была активизирована ось Телец-Скорпион, соответствующая зонам ян и инь), вакуумной осталась зона дэн (взаимопроникновение). По утверждению искусствоведов, для барокко характерны слитность и текучесть сложных криволинейных форм, стремление к слиянию разных видов искусства (опера, оратория).
В эпоху рококо ситуация изменилась. Прозерпина перешла в знак Рака (зона ян), напротив которого располагается Козерог (зона дэн). Вакуумной стала зона статики инь. Для искусства рококо (от французского rocaille — декоративный мотив в виде раковины) характерны идиллическое мировосприятие и пасторальные сюжеты.
При прохождении Прозерпины по знаку Льва (1799–1856) вакуумной оказалась зона лирики ян. Для этого периода характерно утверждение ценности творческой личности, авторство художника стало фиксироваться особенно тщательно, и сам он превратился в объект повышенного внимания.
Напротив Льва (зона инь) в зодиакальном круге располагается Водолей (зона дэн), символизирующий свободу и преобразования: действительно, художники-романтики не представляли себе творчества без свободы.
В европейском искусстве того времени господствовал романтизм. Его кредо: каждый человек — это целый мир. В астрологии такой идее соответствует зодиакальный знак Льва, ключевое слово которого — «творчество», а ключевая фраза — «я повелеваю».
По утверждению астрологов, величественный, склонный к драматизму, эгоцентричный Лев охотно устраивает грандиозные представления и своей любовью вдохновляет окружающих. В этом собирательном образе трудно не узнать известных во всем мире музыкантов-романтиков — например, пианиста Ференца Листа или скрипача Никколо Паганини.
Под влиянием Прозерпины человек способен полностью постичь свою природу и преобразиться
В эпоху реализма (Прозерпина в Деве, 1857–1918) вакуумная зона осталась прежней. Соответственно, сохранилось и лидирующее положение авторского начала в искусстве. Своеобразие творческой личности по-прежнему ценилось выше цеховой принадлежности и знания любых канонов.
Вторая половина XIX века — время расцвета в искусстве реализма и натурализма. Будто нарочно, именно в 1857 году, когда Прозерпина вошла в знак Девы (ключевое слово Девы — «практика», ключевая фраза — «я анализирую»), в печати появился сборник статей под названием «Реализм», в которых французский писатель Шанфлери раскрыл новый смысл этого понятия. Как обозначение художественного принципа термин «реализм» прочно утвердился в 60-е годы XIX столетия. Если хронологические соответствия между перемещениями Прозерпины по зодиакальному кругу и изменениями, происходящими в искусстве, не случайны, то ведущий художественный метод должен не только отменять постулаты своего «предшественника» (романтизм знака Льва), но и быть диаметрально противоположным тому, который господствовал, когда Прозерпина проходила по противолежащему знаку Зодиака. Проверим это: напротив Девы в зодиакальном круге расположены Рыбы. Когда Прозерпина проходила по знаку Рыб (1550–1600), ведущим методом в искусстве был классицизм, который действительно как метод диаметрально противоположен реализму и натурализму. Кстати, в словаре «Эстетика» натурализм назван «художественным методом, враждебным эстетике романтизма и классицизма».
Переход Прозерпины в знак Весов (зона инь), напротив которого располагается Овен (зона ян), стал причиной кардинальных изменений в искусстве. Как и в эпоху барокко, вакуумной оказалась зона взаимопроникновения дэн. И вновь сложность и изменчивость мира привлекли внимание художников. Из всех искусств важнейшим стало кино — своеобразный аналог синтетического оперного искусства XVII века. Отечественное искусство периода Прозерпины в Весах (1918–1984) называется советским. Весы в астрологии означают коллегиальность, их ключевое слово — «партнерство», ключевая фраза — «я уравновешиваю». В художественной жизни страны Советов ведущую роль играли именно творческие союзы (Союз композиторов, Союз архитекторов и др.). Своеобразие творческой личности художника порой затмевалось его членством в таком союзе.
Когда в 1985 году началась перестройка, творческие союзы быстро лишились прежней власти, а бывший андеграунд стал вполне законной частью отечественной культуры. Ключевое слово Скорпиона — «трансформация», его ключевая фраза — «я желаю». Интерактивные искусства и всевозможные трансформеры стали одной из наиболее ярких примет художественной практики нашего времени. Сейчас происходит овеществление (Телец) трансформаций (Скорпион), выражающееся в интерактивном кинематографе и компьютерных играх: зритель может сам направлять ход виртуальных событий, как ему хочется. Пока Прозерпина находится в знаке Скорпиона (1985–2043), будет активизирована ось Скорпион-Телец (зоны инь и ян), вакуумной останется зона трансформации дэн.
После 2044 года, когда Прозерпина перейдет в знак Стрельца (зона дэн), важнейшими окажутся эпос и архитектура, поскольку вакуумной станет зона статики инь.
Второе зеркало
Астрологи утверждают, что под влиянием Прозерпины человек способен полностью постичь свою природу и творчески преобразиться изнутри. По словам Павла Глобы, «сам человек не имеет внешней энергии, он — пассивный аккумулятор, а качественные изменения происходят только с накоплением достаточного потенциала. Прозерпина позволяет человеку быть проводником высшей системы знаний. В дальнейшем Прозерпина должна давать полную трансформацию Духа и воссоздание человека новой эры»***.
Заполняя художественным творчеством вакуумные, или зеркальные, зоны Зодиака, человечество моделирует свое собственное будущее. А «дважды зеркальная дева Вакшья» возвращает (отражает) его людям. Ее небесный цикл равен 108 годам, что соответствует девяти циклам Юпитера (12 х 9 = 108). Следовательно, объективное отражение нашей цивилизации появится спустя 108 лет с момента падения кометы на Юпитер, то есть в 2102 году, когда Прозерпина войдет в знак Козерога.
В учении о гармонии сфер и пропорциях музыкального звука числовое соотношение 9 к 1 отражает взаимосвязь Юпитера (царя богов) и Луны (божества отраженного света). Впрочем, это уже совершенно другая история — история о раздвижении границ земли и неба, рассказанная в древнекитайских мифах о крутящемся водяном хаосе Хунь-Дунь. * Неаполитанский С.М., Матвеев С.А. Сакральная геометрия. — СПб., 2003. ** Авестийская астрология: лекции П.П. Глобы. — М., 1993. *** Глоба П.П. Планеты в знаках Зодиака. — СПб., 1992.
Лидия Неведомская, действительный член Международной академии интеграции науки и бизнеса (МАИНБ), доктор информатики и менеджмента, кандидат философских наук, дипломант четырех международных конкурсов музыкантов-исполнителей