Когда она поступала в медицинский, с ней разговаривали как с умалишенной: мол, девочка, все пройдет, какой из женщины травматолог! Сейчас Елена Алексеевна Литвина заведующая отделением сочетанной травмы Первой Градской.
Когда попадаешь в 10 травматологическое отделение Первой Градской, первое, что удивляет, это чистота и приветливость людей в белых халатах и голубых костюмах. И слова благодарности. Они раздаются прямо в лифте, если кто-нибудь из врачей поднимается в отделение вместе с родственниками пациентов.
Елена Алексеевна, как вообще становятся врачом?
Как врач я состоялась благодаря одному человеку Соломону Григорьевичу Гиршину, а специальность выбрала благодаря другому, не менее увлеченному, «больному» в хорошем смысле этого слова. У меня родители геологи, поэтому жили мы на Севере, в Хибинах. У нас там был совершенно потрясающий доктор-травматолог Ветров Евгений Николаевич, с которым мои родители дружили. Я по характеру отличалась склонностью обязательно что-нибудь себе сломать. В четвертом классе у меня была такая запись в дневнике: «прыгала из окна второго этажа с мальчиками». Занималась горными лыжами. Это сам по себе достаточно травматичный вид спорта, плюс тормоза в голове отсутствовали. Сначала у меня была одна травма, потом сломала ногу и девять месяцев таскалась с гипсом. Тогда я и подумала, что хочу быть врачом. Хотя до перелома я хотела идти в университет на этологию (наука о поведении животных): сколько себя помню, у меня в доме всегда были собаки. Единственный камень преткновения математику надо было учить. А точные науки мне противопоказаны.
После школы приехала в Москву, где я родилась, где у меня бабушка живет. В первый год благополучно завалила физику и пошла работать. Были тогда такие отряды «Абитуриент»: «вытуриентам» предлагали: «А не хотите ли вы трудоустроиться, дорогие молодые люди?» «А куда?» «А санитаром в больницу». «А пожалуйста. А в какую?» «А вот в Первую Градскую. В урологию пойдете?» А я говорю: «А в травме нет мест?» «В гипсовую пойдете?» Слово «гипс» у меня уже вросло в кожу в течение девять месяцев ношения на себе гипсовой повязки, и мне казалось, что все это я уже знаю. Мне было необыкновенно интересно, что там, в гипсовой, делается, что в операционной. Я видела, что люди те, которые этим занимаются, они какие-то небезразличные. Соломон Григорьевич Гиршин был тогда еще ассистентом кафедры. Он был примой: никто больше не оперировал, никто лучше не оперировал, никто больше не дежурил. Это потрясающая способность, назови это интуицией или даром Божьим: Гиршин порою творил вопреки всем канонам медицины. (Только не надо на себя это перекладывать. Ты делай так, как положено.) Свою первую операцию (остеосинтез надколенника) я сделала еще будучи санитаркой, благодаря тому же самому Соломону Григорьевичу. Естественно, он мне помогал. Интересно, что позже тема моей диссертации будет связана как раз с переломами надколенника...
А что это такое — травматология?
Травматология это тяжелая физическая работа. Вы когда-нибудь строгали досочку, закручивали винтики, кувалдой что-нибудь забивали? Вправить вывих бедра это значительные мышечные усилия. Но когда начинаешь уметь, то понимаешь, что тупой силы много не надо. А больше нужно умение. Кроме сил физических, она требует еще и душевных отдач и поливалентных знаний.
Во время учебы я работала санитаркой. Ходила на дежурства к тому же самому Соломону Григорьевичу и училась: делала и санитарскую, и сестринскую, и врачебную работу. С третьего курса стала операционной сестрой в экстренном оперблоке хирургической клиники нашей больницы, чтобы определить, почему я уперлась в травматологию, и поняла, что мне не интересна только полостная хирургия. Травма специальность, объединяющая в себе все хирургические специальности. Потому что не часто человек получает один перелом голени. А в большинстве своем перелом это сочетанная травма, когда сочетается все, что может и не может сочетаться одновременно. Травматология очень динамична и поэтому безумно интересна. В ней есть скорость принятия решений и скорость действия. Делать что-то медленно непозволительно, нужно делать быстро и обязательно правильно. В травматологии нужно быть готовым ко всяким неожиданностям.
Самое первое мое дежурство ответственным травматологом по больнице пришлось на 8 марта. Еду я на работу и «молюсь»: только бы не было открытого перелома лодыжек! Как заклинание повторяла. Естественно, вечером я все это получаю. Открытый перелом требует операции сразу, тут нечего обсуждать. Все готовится к операции фиксаторы, железочки всякие. И когда я начинаю, то понимаю, что тех железочек, которые у меня лежат, недостаточно. Нужны другие. А их я не предусмотрела. И старшая операционная сестра бежала по снегу чуть ли не босиком с железочкой в другой корпус, туда, где быстрый стерилизатор. Получается, что травматология это всегда нештатная ситуация. Не бывает ничего одинакового.
А вот умение, что за этим стоит?
Чем проще находишь решение, тем логичнее и разумнее результат. Только начинается придумывание каких-нибудь действий гораздо сложнее все получается. Может, еще и поэтому я выбрала травматологию. Плюс у меня был учитель совершенно потрясающей эрудиции, знаний и умения учиться. Сколько бы ни было человеку лет, ты жив, пока ты учишься, это его любимое выражение. К нему всегда толпами ходили студенты, врачи. Во всей клинике он один за год делал треть операций (а всего здесь примерно 100 врачей).
И еще для умения важно чувство юмора. У Гиршина чувство юмора было, не сказать жестким, а жестковатым. Бывают ситуации, когда, конечно, что-то очень плохо, и срываются на ассистентах, операционной сестре. Грубовато получается, обидно и резко. Я как-то обиделась. На что мне Соломон Григорьевич через полчаса сказал: ты с ума сошла, это травматология, как можно на такие вещи обижаться, и у тебя так будет. И сейчас у меня так бывает, я это очень хорошо запомнила. И поэтому я перестала все эти вещи воспринимать в одно ухо впустила, в другое выпустила.
У Гиршина многие учились, но прицепучих оказалось немного. Не могу сказать, чтобы он учил: «делай так». На мое счастье, он мне очень много чего доверял, и, закончив институт, я уже очень многое умела. Через полтора года после института я стала ответственным травматологом по корпусу. Но даже будучи старшим травматологом, я звонила Соломону Григорьевичу, и он приезжал ночью. Как-то мне сказали: мол, дежуришь ответственным, а все папеньку зовешь. А мне не стыдно если я чего-то не знаю, я считаю, что надо спросить. Я сегодня этого не знаю, я его позвала, в следующий раз буду знать. Меня потряс один мальчик. На дежурстве ему надо было наложить сложную повязку. Он сказал, что знает как, но оказалось, что не знал. Я говорю: «Послушай, ведь не стыдно не знать, не стыдно спросить. Стыдно потом будет, когда будешь работать, не зная». А он сказал, что ему и так не стыдно. Меня такие вещи потрясают.
Елена Алексеевна, а как удержаться на грани: не забыть, что больной - это живой человек, и оставаться твердым?
А без этого невозможно. Надо не впадать в панику и помнить, что это человек. У нас был доктор, неплохой оперирующий хирург. Приходит и говорит: «Поступило три сегмента». «Слушай, говорю, они на ком, эти три сегмента?» «Да бабушка там, 80 лет». Такого человека оперировать это очень большой объем, тяжелейшая травма, шок. Так воспринимать человека как сегменты или воспринимать человека целиком? В одной ситуации нужно брать и оперировать все сегменты на человеке, а в другой оставить в покое эти сегменты. Дать человеку быть живым сначала.
Хотя, конечно, больных мы воспринимаем по-разному. Если будут лежать в приемном отделении какой-то бомж и девочка, и если у нее нет ничего угрожающего жизни, а у него есть, значит, сначала придется заниматься им, хотя не могу сказать, что это вызывает сильное сочувствие. Но все равно, он человек, и это надо делать. А потом уже возникают свои симпатии, антипатии. Складываются какие-то отношения. Они могут быть деловыми, основанными на душевных порывах. Бывает так, что это просто твой человек.
Знаете, какой самый страшный больной для врача? Это родственник или врач. Врач, потому что свой. У меня была ситуация, когда очень близкий друг разбил рукой стекло. А он ангиографист это исследование сосудов сердца, мозга, конечностей. Я не смогла ему сделать даже анестезию: у меня рука ходила ходуном. Я позвонила Соломону Григорьевичу, он немножко поругался, потом приехал. Хотя я понимаю когда будет необходимо, когда не будет другого варианта, то никуда не денешься.
Когда-то существовал кодекс чести врача. Елена Алексеевна, есть ли у Вас личный кодекс чести?
Очень громко звучит кодекс чести. На мой взгляд, любой кодекс чести должен быть человеческим и по совести. Очень много изменилось и меняется в худшую сторону. Если можешь помочь помоги. Помоги бесплатно. Можно назвать это кодексом чести. И принципы очень простые: можешь сделать сделай, сомневаешься спроси, как сделать, сам не сможешь найди того, кто сможет.
Основы, конечно, заложены семьей и воспитанием: у меня многое зависело от того, как мама, папа, бабушка относились к людям. А потом учителем. Мне повезло. Но что значит «мне повезло»? Соломон Григорьевич никого никогда не отгонял: хочешь учиться учись. Важно, чтобы не только мы считали себя его учениками, а и он смог нас так назвать. Это не значит быть любимчиками. Наоборот, требовательность к ученикам всегда побольше, чем к другим.
Сейчас вокруг меня есть команда. И для нас важно помочь. Скажут потом «спасибо» хорошо, не скажут да ради бога. Что от этого меняется? Я сплю хорошо, надеюсь, что мои ребята тоже спят хорошо, потому что живут теми же принципами.
В моей команде есть старшая медсестра Анжела Вадимовна. Это человек-двигатель. Я считаю, что она это 50% моего успеха. Это кнут и пряник. Это талант, это способности организаторские. Это и желание сделать, чтобы у нас было лучше, чтобы было удобно больным, удобно врачам.
Мы с ребятами решили собрать денег и сделать ремонт. Главврач сказал: «Вы что, с ума сошли?! За твою наглость мы тебе сами ремонт сделаем». И сделали. У нас страшно дорогой металл: инструменты для операционной отвертки, молотки, которые не купишь в хозяйственном магазине. Этими технологиями весь мир живет и работает. Можно сидеть и говорить «вот, у нас ничего нет», а можно по-другому. Приходят люди с производства: «Доктор, вы все сделайте, а мы вам будем очень благодарны». Меня безумно раздражает эта фраза! Я говорю: «Мне не надо быть благодарными, а если вы хотите кому-то еще помочь, то можете для отделения, для будущих больных, а может, и для вашего коллеги купить инструменты». И, таким образом, у меня в отделении весь полный инструментарий есть.
В нашей команде есть Дмитрий Игоревич Гордиенко. Талантливый человек, потрясающе способный парень. Нахальный, в хорошем хирургическом смысле. Удачливый, грамотный, читающий, умеет помимо всех современных методик и то, что практически никто не умеет делать: аппараты Елизарова. Дима владеет этими аппаратами в совершенстве. Это умение, это искусство. Олег Евгеньевич Новиков такой же. Он будет кропотливо и тщательно выхаживать больного, пока тот не поправится. Виктор Иванович Максименко он у нас недавно, но он по сути наш: хочет уметь, учится, не боится отвечать за себя и за других, нянчится с больными. Сергей Владимирович Лапшин анестезиолог. Официально он врач другого отделения, но мы очень много работаем вместе. Лучше анестезиолога в больнице нет. Многие доктора, приезжающие к нам из других больниц, нам завидуют. У них это противостояние: хирург хочет оперировать, а анестезиолог не очень. У нас это все решается коллегиально. Мы вместе пытаемся предусмотреть все неожиданности. Ведь самый трудный, сложный для хирурга больной в десять раз сложнее для анестезиолога. Есть также молодые доктора аспиранты, ординаторы, интерны: Сергей Мельниченко, Андрей Конашинский, Виктор Тиунов, Александр Вершинин, Алексей Ханин. Все толковые ребята. Им интересно.
Получается, что врач заложен в самом человеке?
Конечно, а как еще? Человеку же не вложишь в голову, чтобы он хотел. Либо он хочет учиться, либо нет. Он будет спрашивать, будет читать, будет краснеть от своих ошибок, будет чего-то стесняться, пихаться локтями «дайте мне сделать это». Будет выполнять противную, нудную, рутинную работу. Будет в какой-то степени на побегушках. Через это проходили все. Перенесешь это «свое отбегаю» будешь дальше двигаться.
Но не ради того, чтобы расти по лестнице?
Когда человек просто терпит, видно, что он терпит. А другое дело, когда он это переносит как необходимый этап обучения. И такому человеку хочется и объяснить, и показать, и дать сделать. Хотя это безумно трудно стоять рядом и видеть. Помню, как сама потела, тряслась и волновалась, а рядом кто-то стоял и терпел, пока сделаю. А теперь и мне тяжело стоять рядом и терпеть, когда можно сделать гораздо быстрее. Но по-другому не научиться.
Елена Алексеевна, Вы приходите в отделение в 7.50. Каждый день. Больному не скажешь: извини, у меня сегодня плохое настроение - дождь пошел. Откуда же силы?
Конечно, все приходят со своими проблемами и бедами. Но нужно настроиться. Мы настраиваемся друг от друга. Получаем взаимное питание.
Утром у меня конференция. Я раздражаюсь, если вижу, что равнодушие проскальзывает. А сил не будет хватать, если не уметь отключаться. Первые полгода заведующей было безумно тяжело. В таком сомнамбулическом состоянии находилась: опереться было не на кого, было состояние ожидания ударов в спину. Где-то прочитала или услышала, что хороший руководитель не тот, кто на себе всю работу тянет, а тот, кто отвернулся, а у него за спиной все работает, как и при нем. И сейчас я уезжаю из Москвы абсолютно спокойно.
Мы с ребятами в отпуск вместе ездим. Вроде бы мы должны уже друг другу осточертеть. Но ведь интересно и не на работе. Такое получается переключение от всего, хотя вроде бы с теми же самыми людьми. Потом есть друзья, которые сложились, в основном, в институтские времена.
Я вообще не знаю, что значит «откуда берутся силы?». Как-то над этим особенно не задумывалась. И никогда в жизни не слышала ни от мамы, ни от бабушки «я устала». Умение переключаться это очень важно. Если мне кто-то звонит домой: «А можно проконсультироваться?», я прошу позвонить на работу. Дома у меня есть обязанности, есть мама, у нее была достаточно тяжелая операция, поэтому на мне много вещей. Есть братья, сестры, есть очень большая дружная семья. Куча всяких дней рождения. Вот вам уже и силы.
Медицина всегда ассоциируется с милосердием. Что такое милосердие для Вас?
У меня милосердие всегда ассоциируется с нашими девочками с крестиками, что-то такое воздушно-божественное. Я не знаю. Я не люблю это слово. Сочувствие да. Понимание да. Требовательность да. Какое-то, может быть, давление при необходимости да. С одним мытьем, с другим катаньем.
Многие травмы происходят от глупостей: пьяный за рулем, аффект, депрессия, несчастная любовь, когда кажется, что жизнь кончилась. Из этого же надо вылезать, не надо с ним об этом говорить. «А какой это был мальчик, из-за которого ты бросилась из окна?» Зачем я буду это спрашивать? Я считаю, бесчеловечно такие вопросы задавать. Моя задача понимать, что у нее, как ей помочь, что будет дальше. По-моему, милосердие это реальная помощь, и она не обязательно будет сусальная и сладкая, она может быть и очень жесткой. Извините, иногда, когда человек бьется в истерике, его нужно хорошо съездить по физиономии. И он приходит в себя. Другое дело, что это нельзя делать принародно, желательно при закрытых дверях. Это хороший метод, нормальное лечебное средство. И это тоже милосердие.
В Вашем отделении царит аккуратность, строгость, чистота, как будто все халаты только что накрахмалили. Это что, установка такая?
В жизни здесь никто никому не сказал: смотри, испачкался, сними. Думаю, что просто все друг на друга смотрят. А если бы была установка, то все было бы гораздо хуже. Все ходили бы в грязном. Установки нет. Просто я хожу в чистом халате, ребята ходят в чистых халатах. И остальным уже неудобно ходить в грязном.
Елена Алексеевна, были, наверняка, победы и неудачи...
Была ситуация. Очень трудный перелом. Мы сомневались, можно ли его «собрать». Заведующего я уламывала, чтобы он мне разрешил. А он: «Да ладно, оставь так». А больной молодой парень был. Я говорю: «Как же так оставить?» В общем, я его уговорила, что надо оперировать. Я оперировала, а он мне очень терпеливо помогал. Я помню это ощущение восторга, потому что получилось очень хорошо. И это ощущение победы. Внутреннее ощущение. Оно через много месяцев приходит, когда пациент ногами к тебе возвращается.
У нас был парень года два назад, у которого было сломано бедро, еще что-то. Потом он пришел и говорит: «Вы знаете, самое лучшее, что у меня за прошедший год было, это когда я лежал в вашей больнице». И вот это меня потрясло. Он это совершенно от чистого сердца сказал. Ну это что, не победа?
А неудача... Я на всю жизнь запомнила то, что однажды сделала. Соломон Григорьевич оперировал, а я только начинала работать и ему помогала. Он делал очень красивую ортопедическую операцию. И в последний момент нужно было наложить повязку на рану и гипс, чтобы до сращения человек не работал ногой. И все. Он уходит мыть руки, а я завязываю рану. Для того чтобы удобнее было забинтовать ногу, я ее немножко сгибаю. И когда я уже добинтовала, он заглядывает и говорит: «Ты только ногу не согни». А дальше как будто мне таз кипятка на голову вылили. Уже сделали рентген. Уже больная проснулась. Я помню ощущение рухнувшего мира от того, что я испортила потрясающе красивую работу. Я иду к нему с этим снимком и понимаю, что он сейчас со мной сделает, и даже этого будет маловато. А он смотрит на снимок, на меня и говорит: «Ну, иди обратно в операционную». Я потом его через много лет спрашивала: «Вы же меня убить должны были тогда». А он: «Надо было тебя со стороны видеть. Тебя нельзя было тогда убить, потому что ты сама с собой все уже сделала».
Это очень яркие вещи... Гораздо труднее, когда ты что-то недоделал, что-то забыл, за кем-то или за чем-то не уследил, что-то не учел. Это позорные поражения. Как из них выходить? Не знаю. Трудно это получается, по-разному. На что-то переключаешься. Жизнь-то продолжается.
Можете Вы кого-нибудь назвать своими учениками?
Учениками? Нет, рано еще. Я пока что привыкаю к отсутствию тыла Соломона Григорьевича. И скучаю, и не хватает его очень. В конце концов, рано или поздно все должны становиться самостоятельными. А ученики? Мне самой еще учиться и учиться.