С МЕЧТОЙ
О ВОЗРОЖДЕНИИ

РУБРИКИ
Древние цивилизации
Философия
Психология
Искусство
Астрология
Наука
О «Новом Акрополе»
История
Здоровье
Дизайн и мода
Общество
Педагогика
Отдушина
Мифология
Наука путешествовать
Есть многое на свете...
Х.А.Ливрага. Все статьи
Делия Стейнберг Гусман «Сегодня я увидела...»
Список всех номеров журнала (1997 - 2005 гг.)

Контакты
Где купить
Наше кредо
АРХИВ НОМЕРОВ


ПОИСК СТАТЕЙ


__________

___
___
 
 

 

© «Новый Акрополь»
1997 - 2013
Все права защищены

 

 

 


Ольга Климова

 

ТУФЛИ, ЛАПТИ, БАШМАКИ...


...Тут были и белые, и коричневые, и красные, и зеленые башмаки, башмаки с раскрашенными деревянными каблуками, и башмаки совсем без каблуков, башмаки с пряжками и башмаки с шелковыми завязками, башмаки из двухцветной и трехцветной кожи.

С. Унсет «Кристин дочь Лавранса»
 

Сегодня сложно сказать, когда человек стал носить обувь. В Египте использовали сандалии, но, похоже, не все и не всегда — изображения чаще всего показывают нам египтян босыми. Но известно, что сандалии у них были, очень схожие с модными в этом сезоне шлепанцами с перемычкой между пальцами. Сандалии делали из папируса, из кожи. У фараона были специальные церемониальные золотые сандалии. Интересно, что должность хранителя сандалий фараона была очень высокой, но вряд ли имела отношение к простому уходу за обувью.

Древние греки первыми стали делать обувь для правой и левой ноги. У персов они переняли персикаи — обувь, похожую на кожаные чулки. Самой распространенной обувью были также сандалии с высоко оплетающими ногу ремешками. Любую обувь надевали только на улицу. В период эллинизма одно время в моду вошло украшать подошву различными надписями, которые отпечатывались в уличной пыли.

Древние римляне уже разделяли обувь уличную и домашнюю. Обувь обретает социальную значимость. Консулы ходили в красных сапогах (позднее это стало императорской привилегией). Черная обувь со скрещенными спереди ремнями отличала сенаторов. Деревенские жители носили высокую обувь из сыромятной кожи. Сандалии как таковые знатные римляне носили только дома, а перед едой их снимали, и выражение «снять сандалии» означало «пожалуйте к столу».

Древние относились к обуви по-особому — как к предмету символическому и порой даже священному. Часто амулеты, кубки, светильники делали в форме башмака или сапожка.

В древнем индийском эпосе «Рамаяна» есть момент, когда брат Рамы Бхарата ставит на опустевший трон деревянные сандалии Рамы в знак того, что тот является истинным правителем государства.

У викингов существовал обряд введения в Род приемного сына. Из кожи, снятой с правой задней ноги быка, кроили священный башмак. Во время ритуала приемный сын надевал этот башмак вслед за отцом — «вступал в его след», становясь «наследником».

Возможно, хрустальные туфельки Золушки являются отголоском древних представлений о роли обуви. Ведь всем известно, что «сказка — ложь, да в ней намек». С чем связано такое серьезное отношение наших предков к обуви? Может быть, они проводили параллель между отпечатками, оставляемыми ногами на земле, и теми следами, которые оставляет человек на своем жизненном пути. И потому обувь, хранящая след определенного человека, могла его олицетворять.

Самой распространенной обувью древних славян были лапти. Лапти были и мужской, и женской обувью. Их плели из лыка липы, вяза, ракиты, вереска и даже из бересты. Способы плетения в каждой области были свои. Но срок жизни такой обуви очень мал: зимой они cнашивались за десять дней, летом — за три. Собираясь в дорогу, брали с собой несколько пар лаптей. У шведов даже существовал термин «лапотная миля» — расстояние, которое можно пройти в одной паре лаптей. В городах предпочитали носить кожаную обувь. Самым первым украшением обуви служили знаки рода. Со временем они превратились в богатые узоры. Кожаная обувь являлась признаком некоторой зажиточности, а для владельцев их сапоги являлись своего рода знаком престижа.

В средневековой Европе носили деревянную и кожаную обувь. В Бургундии зародилась мода на кожаные туфли с острыми носами. «Носы» порой достигали в длину 70 см. Иногда их пристегивали цепочками к браслету у колена. В XV—XVI вв. башмаки стали короче и обрели тупые носы. А венецианские модницы встали на цоколи — высокие деревянные подставки, дабы казаться выше и избежать уличной грязи.

В XVII в. изобрели дамские туфли на высоком каблуке. Французский изогнутый каблук продержался в моде неслыханно долго — три столетия. Голенища мужских сапог укорачиваются и расширяются. Их украшают лентами, кружевами, тюлем. Гигантские шпоры придают кавалерам мужественность и экстравагантность одновременно. Привилегией дворян становятся башмаки с красными каблуками и красными рантами.

В начале XIX в. обувь вдруг лишается каблуков, становится легкой и узкой. Дамские туфли подвязывались к ноге лентами крест-накрест на манер античных сандалий. Каблук возвращается только в середине века. Тогда же рождается система проектирования обуви на основе многочисленных обмеров стопы.

...Обувную моду нашего времени лихорадит. Шпильки сменяются платформой, широкие каблуки — узкими. Туфли выходят из моды быстрее, чем их успеваешь сносить. И уж коли все новое — это хорошо забытое старое, может, нам вспомнить о древнем предназначении обуви — оставлять следы. Ведь если, шагая по дороге жизни, человек не оставит на ней никаких следов, то, в общем-то, безразлично, в какой обуви он шел.




Обсудить статью на форуме "Новый Акрополь"





Древние цивилизацииФилософияПсихологияИскусствоАстрологияНаукаО «Новом Акрополе»ИсторияЗдоровьеДизайн и модаОбществоПедагогикаОтдушинаМифологияНаука путешествоватьЕсть многое на свете...Х.А.Ливрага. Все статьиДелия Стейнберг Гусман «Сегодня я увидела...»Список всех номеров журнала (1997 - 2005 гг.)