С 4 по 12 ноября в Музее книги РГБ работала выставка «Священное искусство Древнего Египта» — совместный проект Культурного центра «Новый Акрополь» и Российской государственной библиотеки.
Увы, Древний Египет большинство из нас знает лишь по школьным учебникам и туристическим буклетам. Со школы в памяти накрепко застряли фараоны-эксплуататоры и рабы, строившие для них пирамиды. Кто-то читал о сфинксе, иероглифах, мумиях и богах, великих фараонах и их царицах, а кто-то, может быть, даже видел своими глазами храмы в Карнаке и Луксоре.
Но ведь не желание поглазеть на пирамиды во все времена тянуло в Египет путешественников! Что влекло туда Пифагора, Платона, Ликурга, Плотина, Александра Великого и многих, многих еще?
Выставка «Священное искусство Древнего Египта» разбивала стереотипное представление об этой цивилизации и открыла каждому, кто побывал в выставочном зале Музея книги РГБ, другой Египет.
Она открыла мир священных символов и канонов искусства, в котором особым значением обладало все: элементы изображения, материалы, которые использовали художники и скульпторы, цвета, в которые они раскрашивали фигуры богов...
Она открыла Египет Небесный, где жили боги, и его повторение на земле — храмы, гробницы и пирамиды, и сейчас поражающие воображение.
Рассказала о городе-монастыре Сет-Маат, где работали легендарные мастера: художники, скульпторы, строители — все те, кто создал удивительные произведения искусства, пережившие не одно тысячелетие.
Объясняла символику костюма — в мастерских «Нового Акрополя» специально для этого была создана скульптура царицы Нефертари, супруги Рамсеса II, для которой в соответствии со всеми канонами сшили царское одеяние.
Российская государственная библиотека предоставила специально для выставки уникальные книги XIX–XX веков, посвященные исследованиям и исследователям Древнего Египта. Во все дни работы выставки можно было услышать сообщения на темы, о которых рассказывали экспонаты, задать вопросы, а в кинозале музея — увидеть фильмы из цикла «Древний Египет».
Но главное — выставка совершенно непостижимым образом открывала загадочную страну, которой ее жители много тысячелетий назад дали имя Та-Мери — Земля Возлюбленная. Она знакомила не с гипсовыми копиями с произведений древнеегипетского искусства, как обычный музей, а с живыми вещами, в которых — даже самых незаметных, крохотных — бились сердца тех, кто днями и ночами работал над ними. Наверное, поэтому сердце, в Египте символ всего самого ценного и прекрасного, занимало центральную часть экспозиции.