С МЕЧТОЙ
О ВОЗРОЖДЕНИИ

РУБРИКИ
Древние цивилизации
Философия
Психология
Искусство
Астрология
Наука
О «Новом Акрополе»
История
Здоровье
Дизайн и мода
Общество
Педагогика
Отдушина
Мифология
Наука путешествовать
Есть многое на свете...
Х.А.Ливрага. Все статьи
Делия Стейнберг Гусман «Сегодня я увидела...»
Список всех номеров журнала (1997 - 2005 гг.)

Контакты
Где купить
Наше кредо
АРХИВ НОМЕРОВ


ПОИСК СТАТЕЙ


__________

___
___
 
 

 

© «Новый Акрополь»
1997 - 2013
Все права защищены

 

 

 


НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ДВУХ КУЛЬТУР
Выставка «Россия — Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича»

Эта выставка, прошедшая весной в Пушкинском музее, стала настоящим событием для ценителей искусства. Никогда еще, наверное, москвичи не видели столько шедевров сразу — Леонардо да Винчи, Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело, Тициан. Многие из представленных произведений вполне могли бы стать самостоятельными экспонатами на «выставке одной картины» («Донну Велату» Рафаэля, например, уже привозили в Москву в 1989 году). А вообще к нам приехало около 200 работ из 40 самых крупных музеев и галерей Италии. Чтобы это оказалось возможным, итальянскому правительству пришлось даже принять особый закон.

Но для тех, кто посетил выставку, главным все-таки стало не количество шедевров, а впечатление, которое осталось после встречи с ними. Кто-то отметил картины Возрождения, которые «вживую» выглядят совсем иначе, чем в книгах; кто-то особой любовью проникся к русским иконам и как будто по-новому посмотрел на лики, мимо которых столько раз проходил в Третьяковке. Кого-то поразила архитектура — например, грандиозный макет Смольного монастыря, различные чертежи и проекты. Каждый нашел здесь что-то свое, особенно интересное для него.

А самым важным и уникальным было то, что выставка открыла возможность не просто посмотреть, как развивалось искусство России и Италии на протяжении семи веков, но и увидеть параллели и взаимосвязи, всегда существовавшие между двумя культурами.

Путешествие «от Джотто до Малевича» начиналось с искусства Византийской империи: именно в нем — истоки обеих школ. Со временем пути итальянского и русского искусств разошлись. Русские художники на протяжении почти двух столетий оставались верны традиции, приемам иконографии, а итальянцы смело шли по пути эксперимента. Так в одном зале оказались Андрей Рублев, Даниил Черный, Дионисий с одной стороны и Пьеро делла Франческа, Боттичелли с другой — удивительно, но это одно время, одна эпоха!

В путешествии от картины к картине, путешествии «сквозь века», можно было наблюдать за тем, как менялось время, люди, мировоззрение художников, как две культуры то расходились, и между ними пролегла пропасть в 200 лет, то снова пересекались и шли рука об руку. Каждая картина, представленная на выставке, являлась не только шедевром итальянского и русского искусства, но и иллюстрацией к этому повествованию о взаимодействии двух культур. Картины Д. Левицкого, В. Боровиковского, И. Никитина и итальянцев Франческо Гварди, Джамбаттиста Тьеполо, Бернардо Беллото рассказывали об эпохе Петра I, когда «окно в Европу» дало возможность нашим художникам ездить на стажировку в Италию. А спустя почти сто лет русская школа живописи не просто стала развиваться мощными темпами, но и завоевала признание во всей Европе. Достаточно вспомнить картину Карла Брюллова «Последний день Помпеи», признанную шедевром не только в Италии.

Искусство начала XX века стало временем творческого поиска, экспериментов с композицией и цветом, попыток создать новый художественный язык, порой не всегда понятный «рядовому» посетителю, — все это можно было увидеть на полотнах К. Малевича, В. Кандинского, К. Петрова-Водкина, Умберто Боччони, Джино Северини.

Вглядываясь в картины мастеров, переходя из зала в зал, ты будто бы проживал не одну эпоху, становился свидетелем смены времен в Италии и России и одновременно — оказывался вне времени и пространства, в вечности, где две великие культуры и сейчас продолжают вести свой диалог.

Татьяна Федотова



Обсудить статью на форуме "Новый Акрополь"