Этрусская душа, наивная, простая, улыбается нам устами таинственного бога. Ему более двух с половиной тысяч лет. Когда-то он стоял на крыше храма. Эту терракотовую скульптуру Аполлона нашли там, где, как предполагают, был древний город этрусков — Вейо. Говорят, когда археолог Джулио Джильоли в 1916 году освободил от земли голову и плечи Аполлона, чувства настолько переполнили его, что он склонился и поцеловал статую.
Этруски создавали уникальную керамику буккеро, ставшую своеобразным символом их культуры. Это были сосуды с гладкими или рифлеными стенками, без росписей, но обожженные так, что казались созданными из металла. Куда бы ни отправлялись этрусские купцы, они всюду везли с собой эту керамику.
На всю ойкумену славились этрусские ювелиры. Даже греки не могли с ними сравниться. Их изделия до сих пор поражают своим изяществом, филигранностью работы и сложностью исполнения. Излюбленной техникой этрусков была зернь — крошечные золотые шарики, диаметром около 0,14 мм, которые напаивались на медную пластину. В наши дни не раз пытались изготовить такие же мелкие шарики и найти способ их соединения с основанием, однако все они оказались чрезвычайно трудоемкими.
В 1836 году около города Цере открыли неразграбленную гробницу со множеством золотых украшений, которые поразили весь мир. Так, среди них была фибула длиной 2,67 см, украшенная пятью выгравированными на ней львами и 55 выпуклыми уточками. При этом вся фибула была покрыта мельчайшими шариками из золота, которых всего было около 120 000!
Этруски были хорошими стоматологами. В их гробницах найдены зубные протезы, один из которых, например, представлял собой четыре золотых кольца, стягивавших четыре зуба. Боковые кольца надевались на здоровые зубы, а к ободку внутренних крепились протезы. На испорченные зубы могли также надевать золотые и терракотовые коронки.
«Народ этрусков — это народ, знающий лекарства», — говорил о них римский философ Сенека.
Наиболее ранние гробницы этрусков напоминали башни. Эти погребальные сооружения были столь грандиозны, что просто потрясали воображение соседних народов. Известный римский энциклопедист Плиний Старший так описал башню-могилу легендарного царя Клузия Ларса Порсены, пытавшегося восстановить в Риме этрусскую династию в конце VI века до н.э.: «Порсена похоронен недалеко от Клузия, где оставил четырехгранный памятник из каменных плит. Длина его сторон составляет 300 стоп (88,8 м), высота — 50 стоп (14,8 м). В этом квадратном постаменте расположен непроходимый лабиринт; если кто-нибудь в него войдет без клубка шерсти, то не сможет найти выход. На этом четырехгранном основании стоят пять пирамид, четыре в углу и одна в центре. У основания они шириной 75 стоп (22,2 м), а высотой 150 стоп (44,4 м). Они сужаются в высоту так, что сверху покрыты металлическим кругом, с которого свисают колокола на цепях. Их раскачивает ветер, и их звук слышен вдали. На этом круге стоят четыре пирамиды, каждая высотой 100 стоп (29,6 м). Над ними на общем основании стоят пять пирамид, высоту которых Варрон не сумел привести; этрусские же предания утверждают, что они были так же высоки, как вся постройка до них».