Что можно сделать из глины? Например, красивую посуду. А еще воинов для свиты китайского императора. Или конфеты. А недавно выяснилось, что ею можно резать стекло...
В записках средневекового английского ученого Роджера Бэкона современные исследователи нашли рисунки, одни из которых напоминали галактики и туманности, а другие атомы и молекулы. Весь вопрос в том, что приборы, с помощью которых их можно увидеть телескоп и микроскоп, были изобретены значительно позже, и видеть эти объекты Бэкон не мог. Так и не ясно, откуда у него могло взяться подобное знание. Тайна сия не имеет прямого отношения к теме данной статьи, но дает полезный совет по методике изучения того или иного явления природы: нужно посмотреть на него в масштабе, отличном от привычного, то есть в микроскоп или телескоп.
Часто хорошо знакомые нам вещи при внимательном рассмотрении оказываются глубокими и загадочными. Казалось бы, что может быть проще, чем глина? Но давайте посмотрим на нее «непривычным» взглядом. Ведь в самом деле, как мудро устроила мать-Природа! Глина, изначально твердая и грубая, при затворении водой становится пластичной и принимает любую угодную мастеру форму, сохраняет ее во время сушки, а если полученное изделие еще и обжечь до красного каления затвердевает окончательно. После обжига она уже не может вернуться назад в аморфное состояние и становится частью истории, потому что обожженная глина или, как говорили древние греки, а за ними и мы, керамика очень хорошо сопротивляется действию времени.
Во многих случаях при исследовании древних культур именно керамические образцы становятся главной «добычей» археологов и без слов рассказывают о том, что было так давно. Древние хорошо знали об этом. Недаром в Древнем Египте во время обряда мумификации умершему вместо сердца клали символ молодого Солнца скарабея из драгоценного камня или керамики, чтобы на теле был хотя бы один нетленный символ воскресения. Также и о греческой культуре мы судим, во многом опираясь на росписи, которыми в античности покрывали разнообразные по форме вазы. А одна из наиболее потрясающих находок, связанных с ранней китайской культурой, была сделана уже в XX веке. Один крестьянин пахал землю на своем поле, и его плуг зацепился за какую-то преграду. Оказалось, что это был один из 6000 (!) глиняных воинов, составлявших погребальную свиту первого китайского императора. Все они имели почти человеческий рост и были не похожи друг на друга; вместе с ними были найдены выполненные в керамике кони, также по размеру чуть меньше настоящих. Экспозиция раскопок составила целый музей под открытым небом. И этот список легко может быть продолжен.
Вообще говоря, то, что происходит с глиной на ее пути к керамике, можно хорошо прокомментировать в терминах алхимической теории превращений. Действительно, она проходит через все стихии: Земля, Вода, Воздух и Огонь. В процессе этих преобразований глина меняет свои свойства и приобретает в конце новое, лучшее качество, или говоря алхимическим языком испытывает трансформацию.
Теперь попытаемся сделать то, о чем говорили в самом начале. Взглянем на глину в телескоп или в подзорную трубу. Образуясь при выветривании горных пород, глина составляет целые пласты среди складок земной поверхности. Ее весьма много. По оценкам геологов, запасы глинистых материалов в коре Земли составляют приблизительно 270000000 км3 (то есть хватить должно надолго). При общем сходстве свойств, таких как описанные выше пластичность и затвердевание в обжиге, глина имеет много разных форм. У геологов есть свои названия для различных глинистых материалов: каолинит, монтмориллонит, вермикулит, бентонит, галуазит и другие -иты. У каждого свои свойства и, соответственно, своя история общения с человеком.
Например, название «каолинит» или, проще, «каолин» происходит от китайского сочетания слов «гао лин», что значит «высокий холм». Каолин основной незаменимый компонент знаменитого китайского фарфора. Это белоснежная, ничем не окрашенная глина, требующая весьма высокой (до 1350°С) температуры для обжига. Она не так уж часто встречается в чистом виде, и потому все месторождения хорошего каолина наперечет. А используется она в очень многих местах, порой весьма неожиданных. Каолин белое, непрозрачное, химически инертное вещество дает отличный белый фон, например, для той бумаги, на которой напечатаны эти строки. Он входит в состав различных клеев и герметиков, с той же целью белого наполнителя. В медицине каолин, бентолин и палыгорскит используются как основной весовой компонент таблеток, за исключением разве что шипучих. Будучи биологически безвредными, они при этом отлично адсорбируют, то есть впитывают и удерживают в себе лекарственные субстанции. Отсюда следует, кстати, что глину можно без вреда (и даже с пользой) для желудка и зубов есть... Что и делают некоторые народы Севера, и даже в средневековой Европе из белой глины приготовляли что-то напоминающее современные конфеты, смешивая ее с сахаром.
А разнообразие цветов! Изначально белая глина, встречаясь на своем пути с тем или иным оксидом металла или органическим красителем, приобретает цвет. Так, всем известная по осенним дорогам красная глина это работа оксида железа. Но в мире много металлов, и оксидов их тоже. Не так часто встречаются, но есть в природе и синяя глина, и коричневая, и зеленая; оттенков же не счесть. Особенно интересно видеть, как на стене глиняного карьера, например в Гжели, следуют один за другим слои разноцветной глины, как годовые кольца дерева белый, коричневый, красный, фиолетовый и снова белый. Если вспомнить при этом, что принцип аналогии работает повсеместно, то невольно приходишь к мысли, что Земля такое же живое существо, как мы с вами, и ее глиняные слои это подобие рисунка на коже или на коре дерева.
Но вернемся к цветам глины. От белого до черного, через все цвета радуги вот как их много. Это, конечно, не химические яркие цвета, но вполне определенные, они часто служат пигментами в приготовлении различных красок. Интересно, однако, что после обжига только белая глина сохраняет свой цвет, другим это не удается. Так, красноватая глина может стать оранжевой, зеленая розовой, бурая красной. А серая и даже черная белой, что еще раз подчеркивает глубину происходящих при обжиге перемен.
Теперь изменим точку зрения и взглянем на глину в микроскоп. При большом (примерно в 20000 раз) увеличении она напоминает скопление многих пластинок или чешуек. Этим, между прочим, и обусловлена подвижность глины во влажной фазе. Молекулы воды, попадая между чешуйками, позволяют им, не теряя связи, как бы скользить друг по другу. И глина плывет под рукой, принимает форму. Но откуда же берутся эти чешуйки? Как было уже упомянуто, глина рождается при выветривании горных пород, например ортоклаза. При этом образуется песок, растворимый поташ и химическое соединение оксидов кремния и алюминия, или так называемые алюмосиликаты. Это и есть каолин. Если частицы достигли размеров, не превышающих 0,01 мм, то между ними становится возможным образование особой слоистой структуры. По таинственным законам бытия чередование слоев алюмокислых октаэдров и кремнекислых тетраэдров порождает те самые чешуйки. Это очень красиво выглядит в теории, а на практике значит, что получившееся вещество будет пластичным при наличии воды между пластинок.
Ну что ж, любопытство хотя бы частично удовлетворено, можно оторваться от прибора и подумать: «Ну и что? Мало ли в природе всякого?» Наверное, ответ на этот вопрос зависит от способности удивляться и смотреть по-другому. Ведь у всего в мире есть свое место, возможно, неизвестное нам, и не всегда то или иное свойство материала так уж самоочевидно. Творческий поиск шел, идет и будет идти. Например, не так давно в популярной газете была напечатана статья об одном российском НПО, сотрудники которого научились за счет особо сильного измельчения глины перед формовкой добиваться того, что после обжига ее твердость приближается к 9 по шкале Мооса другими словами, ею можно свободно писать по стеклу, как алмазом или корундом. С другой стороны, остались пока неразгаданными некоторые секреты древности, например приготовление черного лака для росписи античных ваз. Вопросов всегда больше, чем ответов, и с ростом границ круга нашего знания круг незнания также расширяется, как годовые кольца у деревьев.
Возможно, после нашего краткого экскурса кому-то проще будет взять в руки кусок глины с желанием что-то создать из него ведь вы уже заочно знакомы. Из глины можно сделать великое множество полезных, прочных и красивых вещей. Но это уже тема для другой статьи.